Original size 1930x2468

Серебряный век в истории русского интерьера

PROTECT STATUS: not protected
71

24 февраля во Всероссийском музее декоративного искусства стартовал курс «Серебряный век: интерьеры эпохи полистилизма и символизма», разработанный автором, Евгенией Орловской, не только для профессионального сообщества, архитекторов и дизайнеров, но и для всех желающих погрузиться в эту упоительную эпоху. Специфической характеристикой Серебряного века стала небывалая стилистическая полифония: сосуществование историзма и неоклассицизма, национально-романтического и интернационально-декоративного модерна.

Особняк Н. Д. Стахеева. Москва, архитектор М. Ф. Бугровский. Интерьеры в стиле нео-Ренессанса и второго рококо

Актуализация идеи Гезамткунстверка и воплощение символистских замыслов создавали возможности для проявлений творческого универсализма и расширения внестанковой деятельности. Русское искусство обозначенного периода отличалось невероятной динамикой художественных процессов и сосуществованием большого количества ярких разносторонних индивидуальностей. В. М. Васнецов и А. М. Васнецов, Е. Д. Поленова и В. Д. Поленов, Е. Е. Лансере и Н. Е. Лансере, С. В. Малютин, Н. К. Рерих, В. А. Серов, В. Э. Борисов-Мусатов, К. А. Коровин, А. Я. Головин, А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст и другие художники пробовали свои силы в разном качестве, создавая театральные декорации и костюмы, архитектурные проекты и мебель, предметы интерьера и текстиль, иллюстрации и одежду, монументально-декоративную живопись и ювелирные украшения.

big
Original size 4884x2721

Большой буфет по проекту В. М. Васнецова.

big
Original size 700x501

Большой буфет по проекту В. М. Васнецова. Эскиз декорации постановки оперы «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова. Палаты Берендея. 1885, ГТГ

Творческий универсализм оказался наиболее востребованным в контексте поисков национальной самобытности. Местом зарождения и развития национально-романтического модерна, охарактеризованного термином «неорусский стиль», стала усадьба Абрамцево, принадлежавшая С. И. Мамонтову, крупному предпринимателю и меценату. Художественно-проектная деятельность братьев Васнецовых, Елены Поленовой, Михаила Врубеля, Константина Коровина и Александра Головина демонстрировала появление совершенно новых формообразовательных инициатив в области создания мебели, текстиля, предметов интерьера.

Original size 1586x1389

Скамья по проекту Е. Д. Поленовой.

Original size 1280x869

Е. Д. Поленова. Эскиз панно «Цветы встречают солнце».

Эти наработки получили дальнейшее развитие в имении княгини М. К. Тенишевой Талашкино, предоставившей возможность реализации творческих идей Сергею Малютину, Николаю Рериху. Совокупность творческих достижений этих выдающихся мастеров нескольких поколений составляет основу для успешного развития русского стиля в XXI веке.

Стол и рама по проекту С. В. Малютина

Готические реминисценции в культуре Серебряного века затрагивали целый ряд выдающихся интерьерных ансамблей конца XIX — начала XX столетия. Специфические эстетические пристрастия буржуазии основывались на глубоких социокультурных предпосылках, материализовываясь в дорогостоящих отделках и уникальных художественных решениях, многие из которых принадлежали авторству творческого союза Федора Шехтеля и Михаила Врубеля. Приобщение к Средневековью в эпоху символизма предвосхищало новаторские формообразовательные процессы XXI века и утверждало вовлеченность России в общеевропейский художественный контекст.

Original size 900x600

Особняк З. Г. Морозовой. Москва, архитектор Ф. Шехтель. Интерьер вестибюля в готическом стиле.

Original size 4000x3000

Особняк Н. Д. Стахеева. Москва, архитектор М. Ф. Бугровский. Интерьер столовой в готическом стиле.

Интерпретация готики служила своеобразным прологом для развития интернационально-декоративного модерна. Сложение новых принципов формообразования, новые мотивы в иконографии воплощали в интерьере не только формально-стилистические характеристики, но и сложный сюжетно-повествовательный нарратив символистских концепций. Программная новизна, характеризовавшая стиль, стала для многих представителей класса манифестом самовыражения, практически реализованного в новаторских объёмно-пространственных и архитектурно-декоративных художественных решениях, оказавшихся прологом искусства Новейшего времени.

Original size 2253x1356

Гготические реминисценции в культуре Серебряного века затрагивали целый ряд выдающихся интерьерных ансамблей конца XIX — начала XX столетия. Специфические эстетические пристрастия буржуазии основывал

Original size 3850x3526

Особняк М. Ф. Якунчиковой в Москве. Архитектор В. Ф. Валькотт.

Неоклассицизм начала XX столетия стал очередным проявлением поисков национального стиля, окончательно утвердив право России на национализацию классического наследия. Репертуар эстетических ориентиров архитекторов и художников варьировался от Андрея Воронихина до Андреа Палладио, углубляя изыскания вплоть до эпохи Ренессанса. Дворцовая и усадебная культура, живопись и скульптура, литература и театр — все эти блистательные достижения русского классицизма стали основой для переосмысления его роли и места в континууме художественного процесса, составив основу для развития классицистических реминисценций как в эпоху сталинского классицизма, так и в современной интерьерной практике.

Original size 3655x2700

Усадьба З. Г. Морозовой в Горках. Колоннада I этажа. Архитектор. Ф. Шехтель.

Original size 1200x800

Особняк Г. А. Тарасова. Камин. Москва, архитектор И. Жолтовский

Культурологический контекст эпохи провоцировал небывалое стилистическое разнообразие авторских подходов к организации частного пространства и предметно-пространственной среды, реализованных архитекторами и художниками в поисках уникальных и новаторских решений, которые ждут своих преемников в XXI столетии.

Серебряный век в истории русского интерьера
71