

Скриншот из документации перформанса «Nested in a Trice»
Концепция визуального исследования
Определение киберперформанса как стилевого и жанрового развития перформативного искусства до сих пор четко не обозначено. Одно из описаний данного явления звучит так: «пространством перформанса без географических границ». Это определение было придумано в 1977 году Китом Галлоуэй и Шерри Рабинович, проводивших перформансы с микшированными видеозаписями. Именно на этот термин я бы хотела опираться в своем визуальном исследовании, чтобы изучить кибернетическое пространство без границ.
В качестве основных различий киберперфоманса можно обозначить задействование в представлении диджитал-инструментов (например, платформы для видеозвонков, чаты), а также определенные технические особенности: удаленный формат, применение электронных средств демонстрации, кибернетическое пространство, онлайн-аудитории и так далее.
Можно считать, что определенная ветка расцвета жанра киберперформанса пришелся на период эпидемии COVID-19, во время которого во многих странах был наложен запрет на массовые социальные мероприятия. Таким образом, перформеры входят во взаимодействие со зрителями через призму платформ (например, Zoom), что безусловно влияет на общее восприятие эффекта от увиденного.
Нельзя не заметить, что перформансы, как театральные представления, стараются следовать не только личной философии и концепции, но и исследовать социальные или иные взаимодействия. Некоторые считают, что в цифровом пространстве получить тот же эффект невозможно. Это не совсем так.
Безусловно, киберпространство имеет свои ограничения, например, не все зрители могут дать четкую реакцию на увиденное или вовсе не захотят взаимодействовать с перформерами. В таком случае художники применяют другие методы для контакта с аудиторией, но это абсолютно не влияет на достижение эффекта неожиданности, о котором и пойдет речь в моем визуальном исследовании.
В первую очередь, я бы хотела сфокусировать свой анализ на перфомансах, проведенных на платформах в роде «Zoom», исследовать их как пример использования кибернетического пространства и его влияния на эффект неожиданности. То, что перформативное искусство должно вызывать сильные чувства и эмоции — уже устоявшееся правило для многих художников. Сложно представить перформанс, не наталкивающий аудиторию на определенные размышления, не вызывающий сильные ощущения. Так и в киберперформансе используются те же правила.
Можно даже сказать, что в виртуальном пространстве удивить зрителя гораздо проще, но зачастую один киберперформанс это слаженная работа нескольких художников и долгие месяцы размышлений и творческих поисков. Жанр перформанса сложно понять непросвещённой аудитории, именно поэтому их доступность и выход в цифровую среду намного упрощает процесс закрепления перформативного искусства в обществе.
Еще один аспект, который я бы хотела рассмотреть в рамках своего визуального исследования — развитие специальных платформ для проведения киберперформансов, их методы взаимодействия со зрителями и технические преимущества.
Несмотря на то, что в жанре виртуального перформанса существует много ответвлений, на мой взгляд, платформенные имеют большее преимущество по ряду причин. Например, их доступность, а также создание определенного безграничного пространства, в котором возможно все.
Итак, в своем визуальном исследовании я буду рассматривать перформансы, проведенные на различных онлайн-платформах, анализировать взаимодействие художников с аудиторией и их методы создания эффекта неожиданности.
Скриншот из промо-видео платформы «Volumetric Performance Toolbox»
Элемент неожиданности в zoom-перфомансах
1/ «Moving Past Eyelessness» — скринлайф, протест против машинного распознавания лиц и перегруженность (5 июня 2020)
Скриншот из документации перформанса «Moving Past Eyelessness»
Перформанс «Moving Past Eyelessness» проходил вместе с выставкой «PDF-Objects», где «участвующих художников просили представить файл с текстом, который бы описывал их практику, вместе с объектом и инструкциями о том, как объединить их».
При переходе от реального к виртуальному, перформеры материализуют свой объект в киберпространстве. Помимо этого, участникам предлагалось «скормить сложенную розовую бумажную полоску выставочного эссе, обращенного которое к машинному глазу. После подачи изображения зрителям можно было прочитать PDF-файл на своем телефоне с помощью QR-кода.
Скриншоты из документации перформанса «Moving Past Eyelessness»
Во время живого выступления в Zoom перформеры повторили взаимодействие с машиной, где видеопоток, изображающий эссе, был передан чат-боту «Replika» с искусственным интеллектом. Это было сделано в тандеме с изображением фальшивых видеороликов художницы Бахаре Хушуи в дополненной реальности, которые она делает в знак протеста против машинного распознавания лиц.
Скриншоты из документации перформанса «Moving Past Eyelessness»
Эффект неожиданности в данном киберперформансе достигается не только благодаря сильно перегруженному экрану, но и потому, что многоэкранность происходящего добавляет некое ощущение дереализации. Взгляд зрителя будто бегает из стороны в сторону, цепляясь за отрывистые изображения.
На объединении физической инсталляции и виртуального перформанса появилось исследование взаимодействия людей и машин.
Скриншот из документации перформанса «Moving Past Eyelessness»
2/ «Structures of Emotion» — киберпанк и эмоциональный тест (2021)
Скриншот из документации перформанса «Structures of Emotion»
Концепция киберперформанса «Structures of Emotions» заключается в том, чтобы исследовать интерпретацию эмоций людьми и машинами, сравнить предубеждения человеческого и компьютерного зрения при восприятии другого человека. Как поясняют авторы перформанса, «сквозь это эмоции в отношениях сводятся к сенсорной информации, полученной от выражения лица испытуемого. Отношения опосредованы цифровым экраном, который препятствует вводу других биометрических данных».
В качестве машины выступает женщина, на которой прикреплены датчики для распознавания эмоций участников. Второй участник, смотрящий на третьего, представляет видение человека — он просто оценивает его. А на левой панели находится тот, чьи эмоции оценивают с двух точек зрения, исходя из подхода.
Для меня этот перформанс был одним из самых неожиданных как с точки зрения исполнения, так и изначальной концепции. Объединение некого киберпанка с визуальной реальностью заставляет чувствовать себя некомфортно, словно ты на месте одного из участников, которого условно оценивают.
Скриншоты из документации перформанса «Structures of Emotion»
Авторы киберперформанса пришли к выводу, что «Строго визуальный подход к распознаванию эмоций требует для анализа сложных нейробиологических систем человека, а упрощенный искусственный интеллект и его зависимость от внешности делают метод ненадежным». Художественная демонстрация структур эмоций направлена на то, чтобы спровоцировать разговор о предубеждениях, которые присутствуют в как человеческом, так и автоматизированном подходе.
Киберперформанс вдохновляет не только пересмотреть рамки, с помощью которых люди понимают эмоции через тело и язык, но и заставляет задуматься о будущем искусственного интеллекта. В этом случае перформеры «выступают за то, чтобы алгоритмы для распознавания эмоций должны быть разработаны с соблюдением этических норм как инструменты которые способствуют человеческой деятельности и автономности эмоциональных состояний».
Зрители не присутствовали во время записи — они могли посмотреть только прошедший перформанс.
3/ «Voices and Voids» — границы веб-пространства и аудио-визуализация (2020)
Скриншот из документации перформанса «Voices and Voids»
Авторы киберперформанса «Voices and Voids» исследуют как голосовые помощники, такие как Alexa и Siri, «становятся почти повсеместными, технологии искусственного интеллекта и машинного обучения все больше интегрируются в нашу жизнь, прослушивая наши личные разговоры и отвечая на наши запросы автоматическими ответами». Перформеры пытаются найти ограничения данного взаимодействия человека с машинами, ответить на вопросы о труде, затраченном на их создание, а также как и зачем люди познакомились с автоматизированными действиями.
Этот перформанс направлен на то, чтобы с помощью серии междисциплинарных виртуальных перформансов и виньеток-участников, бросающих вызов технологиям искусственного интеллекта и машинного обучения, рассматреть способы, которыми они подтверждают влияние позднего капитализма и антропоцентризма.
Скриншоты из документации перформанса «Voices and Voids»
Скриншоты из документации перформанса «Voices and Voids»
Итак, эффект неожиданности опять же проявляется в максимально продуманной концепции. Виньетка-артист выполняет действия соотвественно звукам, воспроизводимым через музыкальные инструменты и взаимодействие с искусственным интеллектом, представленным портативными умными колонками. Как итог, происходит некое фактическое воплощение виртуальной реальности в настоящем.
Зрители не принимают непосредственного участия, позже они смогут рассказать о своих впечатлениях во время общей дискуссии. И судя по их рассказам, удивление и неожиданность данного взаимодействия заставляют задуматься о важности независимости человека от машин и искусственного интеллекта.
Скриншоты из документации перформанса «Voices and Voids»
4/ «The First Woman» — альтернативное виденье евангельского сюжета (29 октября 2020)
Скриншот из документации перформанса «The First Woman»
По началу может показаться, что киберперформанс на платформе Zoom с предысторией архетипа женщины через призму евангельского сюжета до банального прост. Однако это не совсем так, неожиданность исследования кроется как раз в его простом воплощении.
Но именно в объективной нормальности происходящего, по сравнению с другими более экспрессивными перформансами и возникает эмоциональный диссонанс.
Скриншоты из документации перформанса «The First Woman»
Две девушки представляют через импровизированный онлайн театр альтернативную версию истории Адама и Евы. «Что, если бы Ева упала из рая одна? Что, если бы Ева снова встретила Адама? После начала времен». В этом перформансе Ева получает шанс высказаться, что безусловно резонирует с внутренним голосом каждой женщины.
Зрители отмечают, что через эту импровизацию «Ева становится символом, нежели реальным человеком, выходит за пределы себя, к абстракции». Смысл, идентичность и культура оголяются. На первый план выходит универсальный минимум: женственность, уязвимость, стойкость, мягкость, резкость, поэзия и чувственность раскрываются в тишине белых простыней.
Скриншоты из документации перформанса «The First Woman»
Двухканальный онлайн-спектакль состоит из озвучки в виде портрета крупным планом и ночного пейзажа Эдемского сада. Он исследует границы безмятежности и свирепости и решает вопросы пола и связи людей. Однако даже с такой простой концепцией и незатратным воплощением, эффект неожиданности достигается так же удачно.
Вопросы женской самоидентификации выходят на первый план через альтернативное воплощение евангельского сюжета.
Скриншот из документации перформанса «The First Woman»
5/ «LOCK UNLOCK» — коллективность и самостоятельность перформансов (2022)
Скриншот из документации перформанса «LOCK UNLOCK»
Международное творческое объединение перформеров «Lock Unlock» регулярно проводит Zoom-перформансы, озаглавленные определенными темами и референсами.
Так например, один из их проектов отсылает к «тишине луны и вселенной и тишину дня, вдали от рева солнца» и «виновности всех». Приглашенные артисты принимают участие с основными перформерами и создают коллективный манифест.
Скриншоты из документации перформанса «LOCK UNLOCK»
В двадцать втором выпуске каждый из участников ссылается на основную тему перформанса и показывает личные осмысления этого.
Находясь по разные стороны континента, перформеры исключают всяческое обсуждение и подготовку к процессу. Таким образом ожидание, неизвестного передается не только зрителям, но и участникам.
Каждый увлечен своим постепенным перформансом, который впоследствии всегда становится общим целым.
Скриншот из документации перформанса «LOCK UNLOCK»
6/ «FEM20 Performance Duet 8» (декабрь 2020) — невзаимосвязанные женские дуэты
Скриншоты из документации перформанса «FEM20 Performance Duet 8»
«FEM_20» — ежегодное объединение женщин-перформеров для иллюстрации коллективных переживаний. Адаптируясь к ситуации с COVID-19 и принимая онлайн-формат, дуэты встречаются виртуально в Zoom, чтобы сделать серию перфомансов. Так, они являются частью группового исследования взаимосвязи и экспериментов по синхронности.
В восьмом дуэте две девушки показывают собственные перформансы независимо друг от друга, параллельно пытаются синхронизировать процессы. Пока одна демонстрирует взаимосвязь через объекты, другая показывает собственную уязвимость через взаимодействие с окружающим миром.
Формат всех дуэтов не предполагает взаимодействие со зрителями, однако перформеры должны придерживаться определенных правил. Например, артисты не должны контактировать друг с другом и все находятся в своих странах, дуэты выбираются рандомно, перформансы проходят одновременно, пока зрители наблюдают за синхронностью.
Скриншоты из документации перформанса «FEM20 Performance Duet 8»
Скриншот из документации перформанса «FEM20 Performance Duet 8»
Так, эффект неожиданности от дуалистичных перформансов достигается путем синхронизации сторителлинга артистов, заранее не видевших друг друга и не обсуждавших свои концепции. Не только зрители, но и артисты не знают, что будет дальше. Первоначальные различия впоследствии дополняют друг друга и становятся частью одной истории. Зрители, не принимающие участие в действии нигде кроме чата, наблюдают не только за постепенной взаимосвязью артистов на большом расстоянии, но и становятся участниками коллективного процесса.
7/ «AMBIGUOUS» — балетный киберперформанс (июль 2020)
Скриншот из документации перформанса «AMBIGUOUS»
Танцевальный перформанс в первую очередь направлен на самих участников, а не на зрителей, так как танцоры непрофессиональные артисты.
Задача «AMBIGUOUS» — проследить за реакцией участников и их синхронизацией в общем танце. Заголовок проекта: «Достигли ли вы максимальной четкости?». Так, лица танцоров изначально показаны четко и в анфас, однако с постепенным развитием пикселяция и заполнение экрана уменьшает видимость. Параллельно с этим, участники один за одним повторяют действия друг друга до тех пор пока окончательно не исчезнут.
Скриншот из документации перформанса «AMBIGUOUS»
Скриншот из документации перформанса «AMBIGUOUS»
Во время перформанса часть участников исчезает, как только их картинка заполняется белой пустотой. С уменьшением танцоров, фреймы образуют определенные формы пока не останется один и так по кругу.
Скриншоты из документации перформанса «AMBIGUOUS»
В завершении перформанса все фреймы с видеокамерами образуют один большой разноцветный пиксельный пласт, на котором лица участников уже не разобрать. Так, из-за многообразия коллективного действия в конце все приходит к неожиданной развязке.
Скриншоты из документации перформанса «AMBIGUOUS»
Скриншоты из документации перформанса «AMBIGUOUS»
8/ «Nested in a Trice» (29 августа 2020) — многоэкранность и хромакей
Скриншоты из документации перформанса «Nested in a Trice»
«Nested in a Trice» — это импровизированный диалог-перформанс между художником и его другим «я», постоянно отстающим из-за задержки видеосвязи. Перформер использует систему обратной связи, настроенную путем получения изображений через онлайн-трансляцию. Так, через призму виртуального артист выходит в своеобразный диалог с самим собой и исследует многогранность собственного «я».
Скриншоты из документации перформанса «Nested in a Trice»
Зрители не становятся полноправными участниками действия, а лишь наблюдают. Однако эффект неожиданности от этого не уменьшается. Диалог перформера обращен и к тем, кто его видит. Он подчеркивает, что в современной реальности, переходящей все больше в интернет-пространство, личность человека становится не менее разносторонней. В сети зрители, как и он сам, получают возможность не только «разделиться на несколько других сущностей», но и узнать нечто глубинное о самом себе.
Скриншоты из документации перформанса «Nested in a Trice»
Постепенно перформер исчезает и оставляет в кадре лишь руки, которые выполняют функцию некого существа, заменяющего его. Это и есть та сущность, маска, объект, который каждый выбирает себе, выходя в просторы сети.
Скриншот из документации перформанса «Nested in a Trice»
9/ «ExSampling» — использование аудио-секвенсора (2020)
Скриншот из документации перформанса «ExSampling»
В качестве альтернативы стандартным zoom-перформансам, представлен проект «ExSampling». Он предлагает «интегрированную систему приложения для записи и среду глубокого обучения для музыкального исполнения звуков окружающей среды в реальном времени, отобранных путем полевой записи». Так, авторы и перформеры переводят звуки из окружающей среды соотвественно геопозиции участников в инструментальные партии. Запись происходит в реальном времени как из мест в городе, так и параллельно с участниками-зрителями, которые могут так же воспроизводить любые звуки и добавлять их в итоговую композицию.
Однако самая неожиданная сторона проявляется не в том, как конкретно система переведет звук в инструментальную партию, а коллективное взаимодействие участников: насколько далеко они готовы зайти ради итогового произведения?
Скриншоты из документации перформанса «ExSampling»
Скриншот из документации перформанса «ExSampling»
«ExSampling» это не только тест системы будущего приложения к музыкальному сэквенсору, но и исследование коллективной синхронизации, командной работы.
Вместе с созданием музыки, участники и перформеры независимо от наличия музыкального образования, могут сделать полевые записи, а также провести исследование своих возможностей и навыков вместе с искусственным интеллектом.
Скриншоты из документации перформанса «ExSampling»
Другие платформы
10/ «The Dummy Is Present» — киберперформанс в чат-рулетке (6 января 2012)
Скриншот из документации перфоманса «The Dummy Is Present»
В своеобразной перформативной интерпретации фильма Марины Абрамович «В присутствии художника» (2010) «случайные посетители веб-сайта Chatroulette* могут молча (или нет) сидеть напротив Гектора-манекена и публики в Театре Уорхола в течение определенного времени по своему выбору.»
Перформер манипулирует манекеном в чат-рулетке и ищет партнеров-собеседников в интернете. Проецируя действие из пространства галереи на большой экран, так происходит взаимодействие живой аудитории и онлайн-собеседников, перенося зрителей в совершенно непредсказуемое место как физически, так и эмоционально.
Скриншоты из документации перфоманса «The Dummy Is Present»
*Chatroulette — веб-сайт, который объединяет незнакомцев со всего мира для общения с помощью веб-камеры. Посетители веб-сайта начинают онлайн-чат (видео, аудио и текст) с другим посетителем, выбранным случайным образом. В любой момент пользователь может выйти из текущего чата, инициировав другое случайное соединение.
Подобные сайты были популярны в начале-середине 2000-х годов и сейчас уже практически не используются.
Скриншоты из документации перформанса «The Dummy Is Present»
Неожиданность и дискомфорт, вызываемый присутствием живой аудитории и марионетки, безусловно, сказывается на реакции случайных собеседников. Некоторые практически сразу покидают чат, а другие вступают в диалог с фигурой перформера, поддерживая концепцию.
Поведение марионетки меняется от участника к участнику и может вызвать не только недоумение, но и злость. В изначальной концепции перформанса предполагалось проследить реакцию случайных зрителей на дискомфортную ситуацию, направление которой зависело только от желаний перформера.
Скриншоты из документации перформанса «The Dummy Is Present»
11/ «Volumetric Performance Toolbox» — платформа для проведения киберперформансов (июль 2020)
Скриншот из промо-видео платформы «Volumetric Performance Toolbox»
С развитием жанра киберперформанса, все чаще стали выпускаться определенные приспособления и программы для их проведения в онлайн-среде. Теперь не только Zoom, но и другие приложения и сайты стали (как и игры), стали новым пространством для перформансов, что тоже безусловно повлияло на создание эффекта неожиданности и добавило некоторых технических особенностей.
Среди таких программ — «Volumetric Performance Toolbox», позволяющая собирать участников в вариативном пространстве, совмещающем комнату для видеоконференций, космос, персонажей-аватаров и так далее.
Скриншоты из промо-видео платформы «Volumetric Performance Toolbox»
В своем промо-ролике создатели приводят примеры уже прошедших перформансов, среди которых: «A Live Virtual Dance Performance» by Suga' и «A Visit to Vilcanota» by Carlos Johns-Davila.
Виртуальное пространство позволяет проводить перформансы не выходя из комнаты (с помощью камеры захвата изображения), а также использовать 3D-мир для того, чтобы дополнить действие.
Скриншот из промо-видео платформы «Volumetric Performance Toolbox»
12/ «Little Streams Make Big Rivers» (22 марта 2014) — киберперформанс на платформе «The Tap»
Скриншот из документации перформанса «Little Streams Make Big Rivers»
Однако до появления современных программ для проведения перформансов, существовали и сайты с минимальным набором функций. За годы развития этой сферы минималистичные чат- и видео- рулетки отошли на второй план.
Так, платформа «The Tap», предоставляла возможность взаимодействия чата с параллельной видео-иллюстрацией. Соотвественно техническим особенностям, перформанс «Little Streams Make Big Rivers» исследует коллективность аудитории и ее влияние на общую картину.
Скриншоты из документации перформанса «Little Streams Make Big Rivers»
Скриншоты из документации перформанса «Little Streams Make Big Rivers»
Концепция перформанса заключается в иллюстрации коллективного протеста против загрязнения воды и общемировой проблемы глобального потепления.
С помощью чата пользователи влияют на изображение. Так, определенные символы отвечают за показ картинок и видео. Неожиданность скрыта как в том, что многие зрители не сразу понимают как взаимодействовать с процессом, так и в новаторском подходе для проведения перформанса для 2014 года.
Скриншоты из документации перформанса «Little Streams Make Big Rivers»
Скриншот из документации перформанса «Little Streams Make Big Rivers»
13/ «80×25 at Forms In Flux @ SLANT» (2020) — работа с кодом
Скриншот из документации перформанса «80×25 at Forms In Flux @ SLANT»
Как показала многолетняя практика перформансов, онлайн-формат ничуть не отпугивает зрителя, а наоборот делает его участие еще более доступным.
Популярность стали набирать и исключительно обезличенные перформансы, где участники и перформеры не видят друг друга, но тем не менее могут взаимодействовать.
Киберперформанс «80×25» представлен некой коллективной онлайн-игрой в «Сапер», где участники используют лишь символы и только в определенное время, пытаясь заполнить пространство и не попасть на бомбу.
Помимо этого перформер выдает инструкции к действию, направляет участников, ставит препятствия.
Скриншоты из документации перформанса «80×25 at Forms In Flux @ SLANT»
Скриншоты из документации перформанса «80×25 at Forms In Flux @ SLANT»
Неожиданно не то, что полностью анонимный формат игры на веб-сайте стал чем-то уникальном в жанре киберперформанса, а то, что с помощью такого исследования проводится анализ вседозволенности в интернете. Перформер не запрещает, а подталкивает участников. На этой небольшой площадке с помощью символов можно добиться абсолютно противоположных эффектов.
Скриншот из документации перформанса «80×25 at Forms In Flux @ SLANT»
Заключение
Таким образом, жанр киберперформанса в последнее десятилетие получил развитие и даже стал более популярным перформативным методом среди художников из-за своей доступности и технологичности.
В первую очередь, благодаря созданию цифрового ландшафта для анализа и исследования, перформеры получили возможность взаимодействовать с аудиторией без необходимости прямого присутствия рядом. Безусловно, в какой-то мере технологии повлияли на создание эффекта неожиданности среди перформансов, ведь удаленный формат может стать не только плюсом, но и минусом.
С другой стороны, использование цифровых технологий позволяет художникам применять сразу множество методов для донесения своей философии через действия. Если раньше перформерам нужно было анализировать эмоциональное и чувственное воздействие своих представлений для аудитории прямо в процессе, то сейчас это можно сделать даже после непосредственного мероприятия.
Отсутствие географических и пространственных ограничений киберперфоманса дает возможность для международного объединения и коллабораций нескольким художникам. Экономичность подхода спровоцировало создание сразу нескольких творческих группировок перформанс-артистов, находящихся по разные стороны планеты.
Создание перформансов на платформах для видео-звонков дали толчок для развития специальных программ, которые бы влияли на качество проведения мероприятия, а также имели бы технические преимущества для художников.
Немаловажным является и то, что технологическое развитие жанра дало новую базу для исследования таких феноменов как поведение зрителя в цифровом пространстве, смерть автора, кибертело. Если раньше художники могли опираться лишь на физические чувства, эмоции и ощущения, то теперь им стало возможно изучение межпространственного социального взаимодействия в безграничной среде.
Как итог, при всем многообразии средств и методов проведения перформансов, это никак не сказалось на создании эффекта неожиданности в цифровом пространстве. Безусловно, технические особенности и наличие определенной базы знаний делают киберперфоманс достаточно своеобразным способом, но тем не менее, влиятельным для практически элитарного жанра. Именно доступность выбора и его вариативность помогает выводить киберперформанс в массы, изначально избегавшие подобного искусства. А исследование новых социальных феноменов лишь подталкивает развитие цифрового перформанса.
Источники
Перформанс «Traffic Incidents in the City» (проект, 2022)
С развитием приложений для навигации в городе и появлением в них функций для ускоренной передачи информации о происшествии на дорогах, появились и другие методы коммуникации среди определенных несвязанных групп людей, застрявших в потоке вечерних будничных пробок.
Так например, в «Яндекс Навигаторе» многие пользователи оставляют не только комментарии о происшествиях на дорогах или расположении постов дпс, но и пытаются взаимодействовать с другими и даже шутить. Кто-то «продает гараж» или ищет партнера, а другой в шутку продает газель с конфетами. Одним словом, карты стали не просто местом навигации, но и своеобразным чатом для тех, кто находится в пробке.
Концепция моего киберперформанса заключается в анализе и исследования поведения жителей Москвы и Санкт-Петербурга в цифровой среде навигационных карт.
Пример комментариев на «Яндекс.Навигаторе»
Манифест киберперформанса:
«Главной задачей каждого игрока, попавшего на эту планету, является улучшение условий игры для игроков, находящихся рядом с ними в данный конкретный момент»
Когда мы стоим в пробке, у нас появляется ненависть и негодование. Почему я должен стоять здесь каждый день, а не лежать дома и отдыхать? Оказываясь в одном и том же месте каждый час-пик, водители не знают куда деться от безысходной растраты времени. Мы все словно оказываемся в компьютерной игре с одинаковым сюжетом. Другие игроки, как и ты сам, не могут просто встать и уйти. Безысходность пугает.
Некоторым помогают разговоры по телефону, а кто-то листает ленты соц.сетей. Побег от реальности в красивый цифровой мир ненадолго перемещает водителей в приятное киберпространство без томного ожидания движения вперед. Ты спокоен, а если нет, то заходишь в любые навигационные карты с возможностью комментирования и заводишь диалог с другими несчастными из пробки на МКАДе.
Как нам расслабиться? Сбежать от того, чтобы быть в этом месте? Почему я всегда ругаюсь на пробки, если злость сидит внутри меня?
Пример комментариев на «Яндекс.Навигаторе»
Киберперформанс предполагает сбор участников и перформеров на платформе для видео-звонков «Zoom» с параллельной трансляцией экранов всех задействованных.
Идея и цель перформанса «Traffic Incidents in the City» планирует участие людей из разных городов России и мира для более широкого распространения исследования.
Так, участники должны будут оставлять одинаковые комментарии на картах своего города после команды перформеров, регулирующих список фраз и действий, а также следить за реакцией пользователей.
Соответственно манифесту, исследование проводит анализ поведения людей в цифровой среде, их относительную анонимность и характер действий в среде без физического присутствия.
Пример комментариев на «Яндекс.Навигаторе»
Примерный список фраз для киберперформанса:
Например:
Так, список фраз нацелен на разную целевую аудиторию: от молодых пользователей до более зрелых.
Реализация
Скриншоты перформанса из «Яндекс.Карт»
Скриншоты перформанса из «Яндекс.Карт»
Итоги и анализ
Для теста было найдено три участника, которые располагали примерные фразы в разные моменты времени на территории Москвы. Первый заход был проведен с 13:00 до 14:00 (в более свободное дорожное движение), а второй в час-пик с 18:00 до 19:00.
В первый тест участники расположили фразы на участках МКАДА и района Северное Тушино, мы получили несколько комментариев от других пользователей, а также собрали несколько лайков и дизлайков. Во второй заход реакция была гораздо активнее (что обосновано пробками). Так, многие пользователи отвечали нецензурными фразами или встречали перформанс недоумением. Другие же вступали в дискуссию, отвечали на вопросы или комментировали соотвественно фразе.
Таким образом, киберперфоманс, целью которого было проанализировать поведение людей на безграничном пространстве виртуальных навигационных карт, помог прийти к нескольким выводам.
А именно: