Original size 1024x1536

В движении формы: искусство модернизма и баскетбол

26
The project is taking part in the competition

Содержание

1. Концепция 2. Модернизм: разрыв с традицией и культ тела 3. Баскетбол как визуальный и культурный феномен 4. Параллели: баскетбол и модернизм 5. Современное искусство и спорт 6. Заключение 7. Источники

Концепция

В исследовании рассматриваются спорт и искусство как сходные визуальные и культурные понятия, способные взаимодействовать на глубоком художественном уровне. Темой исследования становится баскетбол в контексте модернистского искусства. Такой выбор объясняется стремлением рассмотреть телесную, ритмичную и экспрессивную природу игры путем изучения мышления художника XX века. Модернизм, отказавшийся от реализма в пользу формальной выразительности и чувств, предлагает по-новому взглянуть на движение и окружающее пространство.

Актуальность исследования заключается в стремлении объединить два языка — спортивный и художественный. Баскетбол, как динамичный и зрелищный феномен, заслуживает переосмысления не только в культурной, но и в эстетической перспективе. Модернистское искусство предоставляет для этого все необходимые средства: внимание к форме, цвету, композиции и абстракции.

В исследовании раскрываются философские основания модернизма, осуществляется сопоставительный анализ произведений художников XX столетия и кадров с игр баскетболистов NBA, приводятся доказательства взаимосвязи спорта и искусства, а также демонстрируется влияние модернизма на современные аспекты жизни. Такой подход позволяет выявить связи между пластическим языком искусства и структурой баскетбольной игры. Особое внимание уделяется историческому контексту — эпохе начала и середины XX века, когда модернизм формировался как ответ на индустриализацию, урбанизацию и новый взгляд на тело как объект энергии, заряда, диссоциации и движения. Именно в этом культурном сдвиге возникает представление о теле как об отдельном, самостоятельном инструменте, что напрямую связано с основной идеей рассматриваемого мной вида спорта. Баскетбол в данном контексте — это не просто игра, а форма искусства в движении, живой аналог футуристической композиции или супрематической динамики.

Таким образом, рассматривается не просто два, казалось бы, отдаленных друг от друга понятия модернизма и баскетбола, а выявляется между ними связь. Баскетбол — не очередная очевидная игра ради развлечения, а эстетическая форма, обладающая собственной пластикой; истинное искусство, резонирующее с модернизмом.

big
Original size 742x514

Фрагмент картины Василия Кандинского «Композиция VIII», 1923

Модернизм: разрыв с традицией и культ тела

Original size 1200x600

Густав Климт «Водяные змеи II», (1904—1907)

Модернизм — эпоха разрыва с академизмом, выражение нового мировоззрения и переосмысление реальности

Пикассо «Авиньонские девицы», 1907

1. Кубизм Тела фрагментированы, как будто игрок, прорывающийся к кольцу противника 2. Супрематизм Красочные геометрические фигуры, словно атлеты 3. Абстракция и экспрессионизм Хаос и порядок одновременно, как столкновение команд на матче 4. Неопластицизм Ритм вертикали и горизонтали, визуальная метафора тактики и расположения игроков на поле

1. Эгон Шиле «„Автопортрет с поднятым голым плечом“, 1912 2. Эгон Шиле „Объятия (Любовники)“, 1917

Original size 1115x806

Василий Кандинский «Четыре фигуры на трех квадратах», 1943

Original size 1614x2065

Казимир Малевич «Косарь», 1912

Модернизм, стремясь к новому языку выражения, отказался от идеализированного классического тела и начал исследовать тело как носитель движения, эмоции, напряжения

Original size 2000x1504

Кандинский «Квадраты с концентрическими кругами», 1913

Original size 1818x2400

Бортник «Красный паровоз», 1918

Original size 1667x2000

Бурлюк «Время», 1918

Ключевые идеи: Освобождение формы от предметности; Приоритет композиции, ритма, цвета над содержанием; Искусство как способ мышления, а не только изображения; Поиск языка формы

Модернизм — это искусство движения, энергии и динамики*

Баскетбол как визуальный и культурный феномен

Original size 600x400

Архивная фотография Ларри Рачоппо, баскетбольная площадка в Нью-Йорке, 1977

Баскетбол был изобретён в 1891, но уже во второй половине XX века он стал важной частью городской культуры. Баскетбол — это символом борьбы, импровизации и стиля

Original size 1300x692

Пример графической схемы движения игроков

Позиции игроков на площадке напоминают структуру композиции абстрактной живописи

Original size 2160x1215

Передача Бронни Джеймса в матче Lakers vs. Bucks, 2025

Заметно подчеркнуты симметрия и композиционная логика, несмотря на хаотичность движения. Своим телом игрок создает живую композицию

Original size 330x414

Ларри Берд в прыжке, матч Boston Celtics vs. Philadelphia 76ers, 1979

Кадр, фиксирующий тело в экстремальном напряжении — полёте. Оно выступает здесь главным выразительным элементом, способным транслировать силу, грацию и ритм

Original size 900x602

Майкл Джордан в полете

Баскетбол как перформанс. Джордан здесь — живой символ идеальной пластики тела в воздухе. Этот образ можно рассматривать как один из жестов модернизма: в нём свобода формы, абсолютная выразительность и момент остановленного времени. Является динамической композицией, близкой к итальянскому футуризму

Структура баскетбола, его телесность, импровизация и перформативность перекликаются с эстетикой модернизма, стремящегося выразить новое ощущение пространства, времени и тела

Параллели: баскетбол и модернизм

Боччони «Сюжет № 15», 1918

Коби Брайант в прыжке

Динамика и множественность: тело изображено как слияние форм в потоке движения; Импульсивная энергия: тело находится в постоянном изменении; Формы движения: линии и ритмы у Боччони перекликаются с траекторией полёта и моментом прорыва Брайанта

Пикассо «Женщиной с мандолиной», 1910

Майкл Джордан во время штрафного броска

Отсутствует линейная перспектива. Подобно героине картины Пикассо, игроки распадаются на фазы броска, паса, защиты, создавая многоплановую композицию. В момент штрафного броска игрок сгибает локти, тем самым получая прямые углы, пересечения и направления. Это создает параллель с кубизмом

Мондриан «Композиция с красным, синим и жёлтым», 1942

Схема баскетбольной площадки

Чистая композиция через линии и первичные цвета, упорядоченные поля напряжения, где вертикаль и горизонталь создают внутреннюю ритмику. Прмеры демонстрируют визуальную упорядоченность, которая становится основой движения и взаимодействия

Боччони «Динамика футболиста», 1910

Прорыв к кольцу

Выражение траектории, динамики, прорыва. Тело как импульс, протяжённый во времени и пространстве

Мунк «Крик», 1893

Игрок Chicago Bulls

Искажение лица, гиперболизированные эмоции, которые редко встречаются в повседневности. Чаще всего их можно наблюдать либо в картинах модернистов, либо на баскетбольном поле. Страх, отчаяние, ужас — это то, что не скрывают в своих полотнах художники, что ярко демонстрируют баскетболисты

Кандинский «Композиция в чёрном», 1923

Тактика зоны и тактика атаки

Структурная простота и повороты, орнамент в движении

Швиттерс «Рельеф с крестом и квадратом», 1924

Искусство дадаизма сопрягается с обычным баскетбольным щитом и мячом. Простота форм, чистый цвет и параллели

Боччони «Силуэт в движении», 1913

Данк прыжок

Динамика, механика тела в движении, словно порыв, последовательность векторов, передающих импульс, инерцию, столкновение

Между баскетболом и искусством модернизма существует убедительная визуальная и концептуальная связь**

Современное искусство и спорт

Бренд Nike превратили спорт в искусство массовой культуры, что наглядно демонстрируется в его рекламных кампаниях, а стилистика отсылает к поп-арту, конструктивизму, сюрреализму

0

Thirteen «Nike Jordan by Andy Warhol», 2023

Nike Air Max 90

Original size 1000x531

Nike Air Max 90

Подразделение поверхностей на фракции и искажение формы — особенности, перенятые от искусства модернизма

0

коллаборация Nike x NBA x Futura

Кроссовки, сочетающие урбанистический дух баскетбола с супрематической простотой модернизма

0

Работы художника KAWS, (2020-2022)

Фигурки художника KAWS

Original size 3176x1776

Баскетбольная площадка по проекту Nike x KAWS, Нижний Ист-Сайд, Нью-Йорк

Примеры упрощённых геометрических фигур и цветовых плоскостей, перекликающиеся с искусством Баухауса и позднего кубизма

Коллаборация Off-White™ с командой Chicago Bulls

Коллекция визуально отсылает к поп-арту и частично к супрематизму

Выставка «Basquiat and Basketball», Нью-Йорк, 2021

Сочетание уличной эстетики с супрематической структурой

Современное искусство и культура, опираясь на наследие модернизма, превращают баскетбол в многослойный, эстетичный, урбанистический образ***

Заключение

Баскетбол и модернизм сближаются через общие принципы — динамику, жест, структуру и абстракцию. Игра превращается в визуальное высказывание, а художник — в наблюдателя движения. Современные коллаборации и арт-проекты подтверждают: баскетбол давно вышел за рамки спорта и стал частью визуальной культуры.

Bibliography
Show
1.

Арган, Джулио Карло. История новейшего искусства. 1770–1970. — М.: Искусство, 1998.

2.

Малевич, К. С. От кубизма и футуризма к супрематизму: Новый живописный реализм. — М.: Гилея, 2000.

3.

Кандинский, В. В. О духовном в искусстве. — М.: Республика, 2001.

4.

Гомбрих, Э. Х. История искусства. — М.: АСТ, 2016.

5.

Хьюз, Роберт. Шок нового: Искусство XX века. — М.: АСТ, 2011.

6.

Боччони, Умберто. Манифест футуристических живописцев. // Манифесты авангарда. — СПб.: Азбука, 2004.

7.

Баскетбол: энциклопедия / Под ред. А. Я. Гомельского. — М.: Физкультура и спорт, 2002.

8.

Boyd, Todd. Young, Black, Rich, and Famous: The Rise of the NBA, the Hip Hop Invasion, and the Transformation of American Culture. — Lincoln: University of Nebraska Press, 2003.

9.

Grasso, John. Historical Dictionary of Basketball. — Lanham: Scarecrow Press, 2010.

10.

Chute, David. Basquiat and the Basketball Aesthetic. // Artforum, 2021.

11.

Jenkins, Michael. Game Style: How the NBA Became Fashion. — New York: Rizzoli, 2020.

12.

Nike Inc. The Art of Flight: Jordan Aesthetics in Visual Culture. — Nike Publications, 2019.

Image sources
Show
1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.11.12.13.14.15.16.17.18.19.20.

*На фотографии Липницкого Кандинский в период работы над картиной «Доминирующая кривая», 1936

21.

**Изображение сгенерировала нейросеть

22.

***Андрей Аранышев «За столом», 2021

В движении формы: искусство модернизма и баскетбол
26