
Говоря о современном искусстве, следует уточнять, какой отрезок времени имеется в виду. В описании коллекции в музее современного искусства речь идет о произведениях, созданных за полтора столетия: от первых экспериментов постимпрессионистов в 1880-е до художественных практик 2020-х годов.
Но в более строгом смысле понятие contemporary art является синонимом постмодернизма и охватывает период с окончания Второй мировой войны до сегодняшнего дня.
Живой художественный процесс довольно трудно уложить на прямую линию таймлайна не только потому, что многие течения развиваются одновременно, но и потому, что в разных регионах схожие события разнесены во времени. Например, «московский концептуализм» возникает спустя примерно десять лет после концептуализма Кошута и ЛеВитта. Можно сказать, что только в 2000-х мир искусства становится по-настоящему глобальным.

Бучра Халили. Нанося на карту путешествия. 2008-2011
Вторая же проблема состоит в том, что современные художники избегают каких-либо самоназваний, их творческие методы не укладываются в простые и понятные «-измы». Впрочем, и относительно художников прошлого можно сказать, что принадлежность к конкретному течению — условность.
Тем не менее важно обозначить несколько опорных точек на стреле времени, чтобы зафиксировать ценности и смыслы, которые оказывались в центре внимания в тот или иной период. И здесь удобнее ориентироваться на западную художественную сцену, которая благодаря усилиям кураторов и арт-критиков второй половины ХХ века приобрела некоторую концептуальную стройность.
NEO-DADA (1950s — 1970s)
Алан Капроу. Жидкости. 1967
Художники неодадаисты принципиально расширили границы поля искусства, активно вводя в него реди-мейды, перформанс, хэппенинг и так далее. Эти художники восстали против эмоционально заряженных картин абстрактного экспрессионизма, которые доминировали на арт-рынке 1950-х годов.
Йозеф Бойс, художники движения Fluxus, Джаспер Джонс, Роберт Раушенберг и Аллан Капроу, Джон Кейдж — открыли путь поп-арту, минимализму и концептуализму.


Роберт Раушенберг. Сканирование, 1963 / Йоко Оно. Отрежь кусок. 1964
POP ART (1950s — 1970s)


Энди Уорхол. Банка супа Кэмпбеллс. 1968 / Клас Ольденбург. Витрина десертов I. 1961-62
От первых новаторов в Лондоне, работавших с образами массовой культуры в 1950-е, до деконструкции американской массовой культуры в 1960-е годы — поп-арт стал одним из самых влиятельных художественных направлений постмодернизма.
В число художников этого направления входят Ричард Гамильтон, Джеймс Розенквист, Энди Уорхол, Рой Лихтенштейн и другие.
Джеймс Розенквист. Выборы президента. 1960-1961
MINIMALISM (1960s — 1970s)
Дональд Джадд. Полки. 1978
В начале 1960-х годов молодые художники сознательно отказывались от недавнего искусства, которое, по их мнению, стало устаревшим и академичным. Новое искусство предпочитало интеллектуальную отстраненность «драматическому»: картины, написанные по линейке, скульптуры из промышленных материалов — подчеркивали анонимность, а не экспрессию. Они обращают внимание на материальность произведений и непосредственность реакции зрителей.
К этому направлению принадлежат такие художники, как Роберт Моррис, Дональд Джадд, Френк Стелла, Дэн Флавин и другие.


Дэн Флавин. «Монумент» 1 для В. Татлина. 1964 / Ричард Серра. Змея. 1994-97
Роберт Моррис. Без названия. 1968/2009
POSTMINIMALISM (mid 1960s — 2010s)
Студия Евы Хессе Источник: camdenartcentre.org
Постминимализм расширил круг идей художников предыдущего поколения, на первый план вышли такие категории, как процессуальность, материальность (как в плане фактуры инсталляций, так и в плане телесности художника и зрителя), эмоциональность. Многие художники разделяют с минималистами интерес к абстракции, но отвергают промышленные материалы, делая выбор в пользу более выразительных структур, передающих личные переживания автора.
К этому направлению относятся такие художники, как Луиз Буржуа, Ева Хессе, Вито Аккончи и другие.
Луиз Буржуа. Мама. 1999
PERFORMANCE (late 1910s — nowadays)
Йозеф Бойс. 7000 дубов. 1982
Перформанс играл важную роль в авангардном искусстве на протяжении всего 20-го века, как в анархических движениях (футуризм и дадаизм), так и в современных художественных практиках. Наиболее значительный расцвет перформанса произошел в 1960-х годах, в период критики модернизма и больших нарративов первой половины века (например, в Венском акционизме или проектах группы Гутай).
Это искусство ангажировано и проактивно, для таких перформеров, как Йозеф Бойс, Йоко Оно, Марина Абрамович, Чжан Хуань и других — «личное» неотделимо от «политического». Акцент на теле и прямом действии иногда рассматривается как следствие отказа от традиционных медиа, хотя перформанс может заимствовать элементы других практик.
Йозеф Бойс. 7000 дубов. 1982. Так аллея выглядит сегодня
LAND ART (1960s — 1980s)
Уолтер де Мария. Поле молний. 1977
В центре внимания художника находится специфика конкретного места, он работает «на земле» с такими природными материалами, как камни, вода, гравий, глина и т. д. Своей монументальностью и простотой проекты лэнд-арта напоминают минималистские объекты, но они привержены и постминималистским ценностям, таким как спонтанность и процессуальность.
Лэнд-арт, как и перформанс, самой формой художественной практики бросает вызов арт-рынку (ведь такие произведения почти невозможно продать), отвергает коммерциализацию искусства.
Проекты лэнд-арт в разное время создавали Ричард Серра, Роберт Смитсон, Уолтер де Мария и другие.
KINETIC & OP-ART (1950s — nowadays)
Роторельеф Марселя Дюшана
Эти движения берут свое начало в практиках дадаистов и конструктивистов, а расцвет кинетического искусства наступил после определившей этот жанр групповой выставки Le Mouvement, состоявшейся в Париже в 1955 году.
В произведении кинетического искусства эффект зависит от движения, а оп-арт — искусство, ориентированное на оптику и визуальное восприятие, красота объекта может быть продуктом оптических иллюзий или хитроумного механического движения.
Проекты этого формата создавали Жан Тангли, Ласло Мохой-Надь, Наум Габо, Александр Калдер, группа «Движение» и другие.
NEW MEDIA ART (1910s — nowadays)
Инсталляция на стыке видео- и саунд-арта. Рёдзи Икэда
Технонаучный прогресс, изменивший облик ХХ-го века, отразился и на искусстве. Инструментом художников сперва становится фотоаппарат, затем кинокамера, радио, видеокамера, компьютер, программный код, аппаратура биолабораторий (сайнс-арт) и так дальше. Художники не только делают новейшие технологии своим медиумом, но и критически переосмысляют то, как они меняют нашу повседневную жизнь и само представление о человеке.
Поле медиаискусства весьма обширно, сегодня оно включает в себя видеоарт (Нам Джун Пайк, Билл Виола, Пипилотти Рист и др.), саунд-арт (Ла Монте Янг, Макс Нойхаус и др.), сайнс-арт (Стеларк, «Куда бегут собаки» и т. д.), генеративное искусство и многое другое.
CONCEPTUALISM (mid. 1960s — nowdays)


Сол Левитт. Серийный проект № 1. Набор А. 1966 / Джозеф Кошут. Экзистенциальное время № 11. 2009
Наследуя авангардному духу дада и ситуационизма, это движение утвердило первенство концепции в произведении искусства. «Искусство как идея» и процесс знаковой коммуникации объявляются более значимыми, чем совершенство исполнения, концептуальное главенствует над визуальным.
Под влиянием простоты и ясности минималистского жеста художники-концетуалисты решили свести материальность объекта к минимуму, работая с найденными объектами, текстами, картами, схемами и т. д. Это критика не только привычных представлений об искусстве как о «красивом», эстетически значимом объекте, но и выпад против системы арт-рынка. Концептуализм стал не только поворотным моментам в истории искусства ХХ-го века, но и точкой отсчета в истории кураторства.
Значимыми художниками этого направления стали Джозеф Кошут, Сол Левитт, Йоко Оно и другие. Впрочем, с точки зрения некоторых исследователей, все искусство с 1960-х годов можно считать концептуальным по умолчанию.
Стихограмма Дмитрия Пригова
NEOEXPRESSIONISM (mid. 1970s — 2010s)
Ансельм Кифер. План Моргентау. 2012
После окончания Второй мировой войны живопись находилась в состоянии «кризиса идентичности», и только в 1970-е художники возвращаются к масштабным полотнам. Эмоциональная экспрессия и чувственность живописи противопоставлялась скудности образа в минимализме и концептуализме.
Неоэкспрессионисты пишут в спонтанной и нарочито грубой манере, воскрешая в своих работах приемы немецкого экспрессионизма, фовизма и арт-брют. Они берутся за исторические и мифологические сюжеты (в отличие от модернистов, отвергавших нарративность), работают с темами, которые болью отзываются в памяти.
К течению неоэкспрессионизма традиционно относят как немецких художников (Георг Базелиц, Джулиан Шнабель, Ансельм Кифер и др.), так и американцев (Жан-Мишель Баскиа).
POSTCONCEPTUAL ART (1990s — nowdays)
Дэмиен Хёрст. Физическая невозможность смерти в сознании живущего. 1991.
На нашем таймлайне это наиболее сложная для описания «точка», поскольку, с одной стороны, все искусство после «концептуального поворота» середины 1960-х годов можно называть постконцептуальным в том смысле, что уже нет возврата в те времена, когда художник мог позволить тебе творить без формулирования конкретной идеи своего проекта, с другой же стороны, приставку «пост-» можно рассматривать как критику предыдущего этапа. В 1990-е в поле современного искусства появляется ряд художников, иронично или язвительно обыгрывающих в своих проектах «заговор искусства», то есть, состояние современного арт-сообщества, которое произведением готово назвать все, что угодно, лишь бы был складно написанный кураторский текст.
К таким постмодернистам-провокаторам относятся Young british artists (Дэмиен Хёрст, Трейси Эмин и др.), Ричард Принс, Джефф Кунс, Такаси Мураками и др.
METAMODERNISM (2000s — nowdays)
Кадр из видео Рагнара Кьяртассона «Свет мира — жизнь и смерть художника». 2015
Эту «точку» на таймлайне истории современного искусства пока стоит обозначить предварительно, посколько еще нет уверенности в том, что заметные сегодня тенденции получат полноценное развитие. Метамодерн и «новая искренность» стали ответом на кризис постмодернизма, обесценившего все, что когда-либо казалось важным в искусстве. Выходом из этого тупика представляется позиция художника, который «осциллирует между энтузиазмом модернизма и постмодернистской насмешкой, между надеждой и меланхолией, между простодушием и осведомлённостью» (Т. Вермюлен, Р. ван ден Аккера, «Заметки о метамодернизме», 2010). Искусствоведы, философы и ар-критики пока не пришли к единому мнению о сущности метамодернизма, этот термин еще нужно будет уточнять, анализируя искусство, которому только предстоит появиться.
К метамодернистам можно отнести таких художников, как Пилви Такала, Гвидо ван дер Верве, Рагнар Кьяртанссон и др.
Сегодня искусство развивается во множестве центров по всему миру, где художники задействуют широкий спектр практик, инструментов и приемов, поэтому описывать ход истории искусства становится так же сложно, как рассказывать об астрофизических процессах. Ни один таймлайн не дает полной и исчерпывающей картины, когда речь идет о столь сложных и многогранных явлениях, однако стрела времени помогает найти ориентиры для дальнейших исследований.
Обложка: https://static.dezeen.com/uploads/2022/04/guggenheim-bilbao-frnak-gehry-deconstructivism_dezeen_2364_col_2-1704x2176.jpg (дата обращения: 19.09.2025)
https://www.moma.org/d/assets/W1siZiIsIjIwMTYvMDQvMTkvMWd4OXk0N3JyN19pbjIzNTNfMDhfY2NjcjIuanBnIl0sWyJwIiwiY29udmVydCIsIi1xdWFsaXR5IDkwIC1yZXNpemUgMjAwMHg2NjdeIC1ncmF2aXR5IENlbnRlciAtY3JvcCAyMDAweDY2NyswKzAiXV0/in2353_08_cccr2.jpg?sha=ed679480fc42effd (дата обращения: 19.09.2025)
https://www.metalocus.es/en/news/fluids-a-happening-allan-kaprow-19672015 (дата обращения: 19.09.2025)
https://www.sfmoma.org/artwork/98.302/ (дата обращения: 19.09.2025)
https://www.moma.org/d/assets/W1siZiIsIjIwMTcvMDYvMjIvNHlvbHY4a282NV8xNDMxMzY5NTkwXzYwNi5qcGciXSxbInAiLCJjb252ZXJ0IiwiLXF1YWxpdHkgOTAgLXJlc2l6ZSAyMDAweDIwMDBcdTAwM2UiXV0/1431369590_606.jpg?sha=8b976188d26aab85 (дата обращения: 19.09.2025)
https://whitneymedia.org/assets/ (дата обращения: 19.09.2025)
artwork/5634/69_13_9_cropped.jpeg (дата обращения: 19.09.2025)
https://cms.guggenheim-bilbao.eus/uploads/2012/05/checklist_25_11_img_484.jpg (дата обращения: 19.09.2025)
jamesrosenquiststudio.com (дата обращения: 19.09.2025)
https://static01.nyt.com/images/2013/10/25/arts/25GALLERIES1_SPAN/GALLERIES1-superJumbo.jpg?quality=75&auto=webp (дата обращения: 19.09.2025)
https://www.guggenheim.org/wp-content/uploads/1994/01/GBM1996.2_ph_web-1.jpg (дата обращения: 19.09.2025)
https://cdn.sanity.io/images/juzvn5an/release-adp/93e9ec6973ac508d940bbe53a033ce1bb0452ec9-1440x1920.jpg?w=1366 (дата обращения: 19.09.2025)
mamc.saint-etienne.fr (дата обращения: 19.09.2025)
https://www.wallpaper.com/art/sculptural-cells-louise-bourgeois-emotive-works-on-show-at-moscows-garage-museum (дата обращения: 19.09.2025)
awatrees.com (дата обращения: 19.09.2025)
https://www.ecodisciple.com/content/images/2024/05/Innen3_Vor_der_Eroeffnung_d_74145627-2.jpg (дата обращения: 19.09.2025)
cdn.theatlantic.com (дата обращения: 19.09.2025)
https://drawingmatter.org/sol-lewitt-non-visual-structures/ (дата обращения: 19.09.2025)
https://d7hftxdivxxvm.cloudfront.net/?height=664&quality=80&resize_to=fit&src=https%3A%2F%2Fd32dm0rphc51dk.cloudfront.net%2FLC9uMghFPQDOUoFAf7iLBw%2Flarger.jpg&width=445 (дата обращения: 19.09.2025)
ddvip.ru (дата обращения: 19.09.2025)
buffaloakg.org (дата обращения: 19.09.2025)
fineartmultiple.com (дата обращения: 19.09.2025)