
В этом исследовании рассматривается звуковой ландшафт студенческого общежития, в котором личное и общественное постоянно переплетаются
Рубрикатор
1. Концепция 2. Анализ звукового ландшафта 3. Материальность звука 4. Результаты интервью 5. Вывод 6. Библиография 7. Источники изображений
Концепция

Общежитие — это уникальное социальное пространство, где личное и общественное тесно переплетаются, а многочисленные звуковые события создают сложную и динамичную акустическую картину.
Актуальность данного исследования обусловлена несколькими факторами. Во-первых, акустическая среда общежития оказывает непосредственное влияние на качество жизни студентов: уровень шума может влиять на концентрацию во время учебы, качество сна и общее психоэмоциональное состояние. Во-вторых, звуки в общежитии несут богатую информацию о социальных процессах, ритуалах и материальной культуре, являясь невербальным языком коммуникации и формируя коллективную идентичность. В-третьих, несмотря на значимость звука, большинство исследований, посвященных студенческим общежитиям, фокусируются на визуальных, архитектурных или социологических аспектах, оставляя акустический ландшафт относительно неизученным. Понимание акустической экологии общежития позволит не только глубже осмыслить повседневный опыт студентов, но и предложить практические рекомендации по созданию более гармоничной и функциональной звуковой среды.
Для анализа звукового ландшафта общежития был применен комплексный подход к сбору материала, включающий объективные аудиозаписи и интервью с жителями общежития, в котором дается их субъективное восприятие звука.
Основной вопрос, который ставится в данном исследовании: как звуковой ландшафт общежития, сформированный специфическим сочетанием фоновых звуков (Keynotes), уникальных меток (Soundmarks) и событийных сигналов (Signals), влияет на повседневный опыт, социальные взаимодействия, эмоциональное состояние и ощущение идентичности места у его обитателей?
Гипотеза исследования заключается в том, что звуковой ландшафт общежития, характеризующийся доминированием бытовых сигналов и специфическими звуковыми метками, связанными с материальной культурой и коллективными ритуалами (такими как приготовление пищи, гигиенические процедуры, передвижение), играет определяющую роль в формировании коллективной идентичности и чувства общности среди студентов. При этом, некоторые звуки, неразрывно ассоциирующиеся с общежитием, парадоксальным образом вызывают чувство комфорта и уюта (например, чужие звуки ложки о кружку или горящего газа), тогда как другие могут выступать источниками психоэмоционального дискомфорта и нарушения приватности, требуя адаптации от его жителей.
Анализ звукового ландшафта
Коридоры общежития это особенное место, где индивидуальные и коллективные акустические события переплетаются. В нашем исследовании коридоров общежития, несмотря на отчетливую фиксацию таких доминирующих Signals и потенциальных Soundmarks, как шаги в тапочках, скрипы дверей и фрагменты разговоров, доносящихся из комнат, ряд фоновых звуков, составляющих истинные Keynotes этого пространства, остался за пределами чувствительности записывающего оборудования. В частности, отсутствие на записи едва уловимого треска люминесцентных ламп или легкого журчания воды в трубах является показательным. В реальном акустическом опыте обитателей общежития, эти звуки — непрерывные. Они формируют акустический фон, задают глубину пространства.
В данной звуковой дорожке слышно как вещи из пакеты перемещаются в барабан стиральной машины, как заливаются средства для стирки и запуск самой стирки. Из-за того, что стиральная машина находится на кухне общежития, она становится ритмичным фоном и гулом для остальной кухонной деятельности. Многие жители отмечают, что не замечают этот звук, но с ним на кухне «не так пусто».
Щелчки газовой зажигалки является частым и характерным звуком для кухни общежития из-за наличия газовых плит. Звук выделяется на фоне других и сигнализирует о попытке разжечь огонь. Дальнейшее возгорание газа становится фоновым звуком на протяжении готовки. У многих опрашиваемых жителей общежития звук горящего газа вызывает чувства уюта и тепла, ассоциируется с ежедневными ритуалами готовки и принятия пищи.
Разогрев пищи в микроволновой печи является частым событием со своим набором уникальных звуков: от доставания еды из холодильника до дальнейшего гула техники. Кульминацией этого микро-события становится четкий, мгновенно узнаваемый щелчок микроволновки, сигнализирующий о завершении процесса разогрева. Этот акустический сигнал является не просто техническим оповещением, он превращается в один из ярчайших меток общежитской жизни. Для многих студентов этот «щелчок готовности» становится символом повседневности, предвкушения горячей еды и момента личного комфорта посреди общего шума.
Звук переливания горячей разогретой в чайнике воды в кружку многими студентами воспринимается как приятный. Многие отмечают, что он является сигналом некоторого замедления процессов и возможности отдохнуть от суеты и выпить кружечку чая.
Звук ударов чайной ложки по стенкам кружки у многих вызывает чувство комфорта и уюта. Эти фоновые, «чужие» звуки действуют как незримые маркеры жизни вокруг, сигнализируя о том, что ты не одинок, что где-то рядом кипит своя, параллельная жизнь. Звук размешиваемой ложки, доносящийся из соседней комнаты или с другого конца кухни, становится акустическим подтверждением общности, даже если непосредственного взаимодействия не происходит. Он превращается из простого бытового сигнала в коллективный фон, мягко напоминающий о социальной ткани общежития.
Если коридоры общежития можно сравнить с артериями, по которым течет повседневная цикличная жизнь, то общая кухня, несомненно, является его бьющимся сердцем и акустическим эпицентром. Это пространство выходит за рамки своей утилитарной функции простого места для приготовления пищи, становясь социальным и звуковым центром. Здесь сплетаются воедино бытовые необходимости и человеческая потребность в общении и принадлежности. Кухня генерирует уникальный и насыщенный звуковой ландшафт, становясь своего рода «акустической сценой» для жизни общежития. Звуки шипящей сковороды и булькающей воды, звон посуды и щелчки зажигалки создают постоянный, динамичный фон кулинарной активности. Однако этот фон лишь предваряет более сложные и социально значимые сигналы. Именно здесь раздаются оживленные разговоры, споры и смех, которые могут мгновенно переключаться от повседневных тем до глубоких философских дискуссий. Именно здесь происходит студенческая коммуникация, делающая кухню ключевым местом для обмена информацией, формирования дружеских связей и разрешения спорных вопросов.
Это самое длинное аудио в исследовании и самое богатое на разные звуковые планы. Оно насыщенно информацией о пространстве, активности, присутствии людей и их взаимодействии с предметами. В нём смешиваются личные и коллективные действия, создавая уникальную акустическую атмосферу.
Keynote На протяжении всей звуковой дорожки присутствует фоновый тон стиральной машинки на заднем плане. Она создает постоянный, монотонный, но ритмичный фон. Звуки гула, шума воды и отжима воспринимаются как привычные и незаметные, но без них пространство кажется пустым и неживым.
Soundmarks К звуковым меткам относятся наиболее характерные для этого места звуки. По словам жителей общежития это в первую очередь звуки посуды и скрип металлических стульев на кафеле. Многие отмечают звон металлических кухонных приборов. Он наиболее яркий, звонкий и заметный. Также открытие пластмассовых контейнеров или звуки связанные с керамической посудой, как тарелки и кружки. Некоторые отмечают, что по этим звукам понимают, что пора пойти поесть. Другие выделяют факт присутствия или отсутствия людей на кухне. Для кого-то присутствие людей это повод пообщаться и отдохнуть на кухне, а для других это повод лишний раз туда не заходить из-за большого количества людей.
Signals К звуковым сигналам относятся разговоры людей на кухне, щелчок разогретого чайника, звон микроволновки. Это уникальные временные звуки призывающие к действиям. Также во многом они формируют характерный звуковой ряд для кухни общежития.
Материальность звука
Один из наиболее показательных аспектов звукового ландшафта общежития кроется в акустическом отпечатке его материальной культуры. Студенты, погруженные в эту среду, формируют глубокие, часто подсознательные ассоциации между звуками и материалами, которые не просто информируют их о происходящем, но и создают уникальное сенсорное ощущение. На слух пространство общежития проявляет себя через целый спектр материальных звуков: Металлический звон кухонных приборов Шлепанье резиновых тапочек Открытие пластмассовых контейнеров Звон керамической посуды Скрип при открытие деревянных ящиков Звуки при перемещение чего-то или кого-то по кафелю
Результаты интервью
Также я провела опрос жителей общежития, чтобы узнать какие звуки у них ассоциируются с этим местом, какие их раздражают, а какие, наоборот, нравятся.
Металлический звон вилок и ложек Наиболее популярный звук из названных. У людей вызывает ассоциации с общежитием, когда они слышат эти звуки, доносящийся с кухни. Особенно отмечают звук размешивания напитков в кружке. Он вызывает у людей приятное чувство уюта. В редких случаях опрашиваемых раздражало, что звук слишком «звонкий» и громкий.
Разговоры людей, которые слышны через стенку Это также является для многих студентов явным маркером общежития. Некоторые отмечали, что им нравится слушать разговоры определенных людей, потому что они их смешат. Другим же было некомфортно от того, что они слышат то, что обращено не к ним. Также иногда студенты называли конкретных людей, которые часто очень громко разговаривают и чьи голоса теперь у них ассоциируются с общежитием.
Открытие дверей Также яркий маркер общежития. Входная дверь работает по пропуску и издает характерный запоминающийся писк. Для дверей в комнаты характерен высокий скрип, который слышен в коридоре. По нему легко понять в какую комнату, когда зашли.
Вывод
Таким образом, студенты воспринимают звуковой ландшафт общежития как крайне разнообразный и динамичный. Они отмечают постоянное изменение акустической среды в зависимости от времени суток и активности, что формирует многогранное звуковое полотно их повседневной жизни.
Schafer R. M. The soundscape: Our sonic environment and the tuning of the world. — Simon and Schuster, 1993.