Original size 2480x3500

Протокураторство: жест направляет взгляд

This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Исследование посвящено ранним формам организации выставок до появления независимого куратора. Наблюдение за развитием протокураторства показывает, как эти практики складывались благодаря интуитивным действиям художников, галеристов и институций. Они предвосхитили независимое кураторство — от роли хранителя, упорядочивающего визуальный опыт, до конструирования полноценного дискурса.

big
Original size 2560x1440
0
big
Original size 2560x1440

Вход в книгу, обложка из отдельной тетрадки

Исследование охватывает период с 1600-х по 1969-й год в поисках ответа на вопросы: какие визуальные изменения выставки предшествовали появлению независимого куратора? Как нематериальные кураторские идеи воплощаются в материальных формах выставочного пространства?

Original size 2560x1660
Original size 2560x960
Original size 2560x1440

Методология исследования сочетает хронологический и аналитический подход, классифицируя стратегии протокураторства на 4 вида (главы)

Original size 2560x951
Original size 1920x713

4 главы о стратегиях протокураторства и 4 дополнения о роли куратора

Original size 2560x1440

В начале каждой главы есть дополнение о взаимоотношении кураторов и арт-сцены, характерное стратегии, которой посвящена глава. По вертикали стоят ссылки на страницы, иллюстрирующие описываемое

Original size 2560x951

Глава 2.1 Медиатор

Медиатор — связующее звено между искусством и публикой, задающее восприятие произведения и сценарии осмысления искусства. Эти методы формируют особую логику показа: искусство считывается и запоминается зрителем так, как его представляет протокуратор-медиатор.

Original size 2560x1440

Материл — визуальные артефакты (схемы, планы, личные письма, каталоги и т. д.) кураторства, что позволяет демонстрировать изменения в способах экспонирования, формировании дискурса и роли куратора

0

Навигация по правым колонэлементам: страница, номер выставки, название выставки, глава

Original size 2560x1440

Правая колонка отдана под атрибуцию выставки и комментарий к ней. Справочная информация о выставке на языке оригинала

Original size 2560x1440

Для работы с архивом — характеристик и подписей к иллюстрациям — используется моноширинный шрифт CoFo Sans Mono

Original size 2560x951

Глава 2.2 Галерист

Галерист как агент, формирующий арт-сцену через запуск новых форм показа и новых отношений внутри художественной среды вместо сохранения традиций. Через отбор, поддержку и продвижение он определяет, какое искусство войдёт в будущее. Такой протокуратор организует искусство вокруг себя, формируя контекст, создавая актуальную сцену, и воздействуя как на её представителей, так и на восприятие зрителя.

Original size 2560x1440

Левые три колонки представляют собой «‎стол сотрудника архива», на котором свободно размещаются и материалы. Сортируется архив по этапам организации выставки: от набросков с идеей, до реакции прессы

0

Хронологическое размещение материала помогает проследить развитие идей кураторов

Original size 2560x1440
Original size 2560x1440
0
Original size 2560x1440
Original size 2560x1440
Original size 2560x951

Глава 2.3 Экспозиционер

В этой главе рассматриваются случаи, где пространственный жест становился ключевым инструментом художественной репрезентации и предвосхищал профессиональные стратегии будущих кураторов.

0
0
Original size 2560x951

Глава 2.4 Творец

Творец — протокуратор, который использует выставку как художественную форму, делая процесс показа авторским высказыванием. Практика протокураторов здесь — творческий акт, расширяющий границы искусства, и непосредственно сформировавший фигуру независимого куратора и куратора-художника.

0
Original size 2560x1440

Цветной текст в комментарии появляется как упоминание артефакта

Original size 2560x1440

Каталог последней выставки в исследовании («Когда отношения становятся формой», 1969) на розовой бумаге. После неё считается появление независимого кураторства в лице Харальда Зеемана

Original size 2560x1440

На лицевой стороне обложки: заметки Харальда Зеемана, первого независимого куратора, для выставки «Когда отношения становятся формой» (1969)

Original size 2560x491

Первое и последнее выставочные пространства во временном фрейме исследования вынесены на обложки

Original size 2560x1440

Исследование привело к выводу о том, что предпосылки независимого кураторства сформировались в поле взаимодействия художников и организаторов, осмыслявших выставку как процесс и форму мышления, а не демонстрацию объектов. На это оказали влияние: институциональные кризисы и критика музейной системы, концептуалистские практики и поворот в сторону медиа и коммуникации. Переход от протокуратинга к независимому кураторству ознаменовал смещение центра художественного производства — от координации показов к созданию контекстов, в которых сам способ видения и говорения об искусстве становится высказыванием.

Original size 2560x1440
Loading...
Original size 2560x1440
Image sources
Show
1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.11.12.13.14.15.16.17.18.

https://drawingoffice.soane.org/about-drawing-office (дата обращения: 11.11.2025)

19.

https://archive.org/details/gri_descriptiono00soan/page/n216/mode/ thumb (дата обращения: 11.11.2025)

20.

https://www.artpedagogy.com/arthistories.html (дата обращения: 11.11.2025)

21.22.

https://redmuseum.church/en/moma-punin-cubism-and-abstract-art (дата обращения: 11.11.2025)

23.

https://www.moma.org/calendar/exhibitions/2748 (дата обращения: 11.11.2025)

24.25.

https://en.wikipedia.org/wiki/Degenerate_Art_exhibition#/media/File: ._Ausstellungsführer._Reichspropagandaleitung, _Amtsleitung_Kultur_1937._Heft._Degenerate_art.Exhibition_guide_cover.%22Der_neue_Mensch%22_by_Otto_Freundlich._df_dat_0005888.jpg (дата обращения: 11.11.2025)

26.27.28.

https://www.moma.org/calendar/exhibitions/3868 (дата обращения: 11.11.2025)

29.30.31.

https://thegardenhistory.blog/2020/10/10/the-1867-paris-expo/ (дата обращения: 11.11.2025)

32.33.34.35.36.37.

https://www.impressionism.nl/expositions-when-where-naming/ (дата обращения: 11.11.2025)

38.39.40.

https://artsandculture.google.com/story/hwWx1iIaFkocLA?hl=de (дата обращения: 11.11.2025)

41.

https://artsandculture.google.com/story/hwWx1iIaFkocLA?hl=de (дата обращения: 11.11.2025)

42.

https://secession.at/digital_archive/4145 (дата обращения: 11.11.2025)

43.

https://secession.at/digital_archive/6196 (дата обращения: 11.11.2025)

44.

https://secession.at/digital_archive/5243 (дата обращения: 11.11.2025)

45.

https://secession.at/digital_archive/5230 (дата обращения: 11.11.2025)

46.47.48.49.50.51.52.53.54.55.56.57.58.59.60.61.62.63.

https://www.moma.org/calendar/exhibitions/1903 (дата обращения: 11.11.2025)

64.

https://www.moma.org/calendar/exhibitions/1903 (дата обращения: 11.11.2025)

65.

https://redmuseum.church/bayer-extended-field-of-vision (дата обращения: 11.11.2025)

66.67.68.69.70.

https://mondo-blogo.blogspot.com/2011/06/field-of-vision.html (дата обращения: 11.11.2025)

71.

https://mondo-blogo.blogspot.com/2011/06/field-of-vision.html (дата обращения: 11.11.2025)

72.

https://www.chiararubessi.com/tag/herbert-bayer/ (дата обращения: 11.11.2025)

73.

https://redmuseum.church/bayer-extended-field-of-vision (дата обращения: 11.11.2025)

74.

https://redmuseum.church/bayer-extended-field-of-vision (дата обращения: 11.11.2025)

75.

https://redmuseum.church/bayer-extended-field-of-vision (дата обращения: 11.11.2025)

76.

https://redmuseum.church/bayer-extended-field-of-vision (дата обращения: 11.11.2025)

77.

https://redmuseum.church/bayer-extended-field-of-vision (дата обращения: 11.11.2025)

78.79.80.81.82.83.84.85.86.87.

https://corbusier.totalarch.com/mod_1/6 (дата обращения: 11.11.2025)

88.89.

https://openspace.sfmoma.org/2018/07/undesigning-disability/ (дата обращения: 11.11.2025)

90.91.92.93.94.95.96.97.98.99.100.101.102.103.104.105.

https://www.castelligallery.com/exhibitions/andy-warhol7 (дата обращения: 11.11.2025)

106.

https://www.castelligallery.com/exhibitions/andy-warhol7 (дата обращения: 11.11.2025)

107.108.109.110.

https://www.centrepompidou.fr/fr/ressources/oeuvre/cybq4y (дата обращения: 11.11.2025)

111.112.113.114.115.116.

https://www.hattonhistory.co.uk/years/1957/ (дата обращения: 11.11.2025)

117.

https://www.hattonhistory.co.uk/years/1957/ (дата обращения: 11.11.2025)

118.119.120.121.

https://book-as-exhibition.org/Seth-Siegeulab-Xerox-Book (дата обращения: 11.11.2025)

122.

https://book-as-exhibition.org/Seth-Siegeulab-Xerox-Book (дата обращения: 11.11.2025)

123.124.125.126.127.128.129.130.

https://primaryinformation.org/product/siegelaub-march-1969/ (дата обращения: 11.11.2025)

131.

https://monoskop.org/images/7/7b/March_1969.pdf (дата обращения: 11.11.2025)

132.

https://monoskop.org/images/7/7b/March_1969.pdf (дата обращения: 11.11.2025)

133.134.135.136.

https://artblart.com/tag/richard-serra-splash-piece/ (дата обращения: 11.11.2025)

137.

https://artblart.com/tag/richard-serra-splash-piece/ (дата обращения: 11.11.2025)

138.

https://articles.themuseumscholar.org/2019/09/19/vol3no1kim2/ (дата обращения: 11.11.2025)

139.140.141.142.143.144.145.146.