
Исследование цифрового перформанса и искусства в киберпространстве: от теории к практике создания виртуальных арт-проектов.
О чем этот курс?
Писатель Уильям Гибсон в 1982 году ввел в наш язык понятие «киберпространство», которое сам поэтически описал как «галлюцинацию по обоюдному согласию» в мире компьютеров или компьютерных сетей. Сейчас мы представляем его как место коммуникации внутри цифровой среды, где создаются новые коммуникативные роли и отношения между людьми.
Виртуальное пространство расширяет возможности цифрового взаимодействия, отрицая или дополняя уже устоявшиеся художественные практики. Цифровые технологии деформируют границы перформанса и заставляют переосмыслить его базовые конструктивные элементы: пространство, время, тело, отношения художника и зрителя. Сегодня возможно говорить о перформансе, который по внешним характеристикам будет выглядеть как файл или презентация.
Йонас Лунд создал веб-браузер для совместного синхронизированного просмотра. Перформанс представлял из себя сёрф-вечеринку. Пользователи могли могли бороться за контроль над браузером или наблюдать.
В рамках данного курса слушатели познакомятся с контекстом возникновения перформанса в киберпространстве. Узнают как теория искусств проблематизирует использование современных технологий в художественных действиях. В рамках запланированных в курсе дискуссионных практик смогут сформулировать собственное отношение к существующим технологиям (а также задуматься об их возможном развитии) и новым антропологическим привычкам человека цифровой эпохи.
Итогом работы на курсе станет перформанс в цифровой среде, как результат предшествующего исследования художественных возможностей киберпространства. Проект реализуется индивидуально или в составе группы.
Mission FCTA. Annie Abrahams
Кому подойдет этот курс?
Этот курс подойдет:
— Студентам и практикам в сфере современного искусства, желающим перенести свою практику в цифровую среду или исследовать новые формы выражения. Тем, кто хочет разбираться в современных тенденциях цифрового перформанса, чтобы грамотно анализировать, описывать и включать его в выставочные проекты.
— Создателям immersive-опытов (VR/AR), стремящимся привнести в свои проекты художественное высказывание, критический подход и концептуальную глубину.
For Domestic Tension, a networked durational performance, Iraqi artist Wafaa Bilal confined himself to a gallery space. He broadcasted over the internet 24/7. DOMESTIC TENSION WAFAA BILAL 2007
Длительность курса 8 недель. Количество контактных часов: 64 академических часа. Занятия проходят в онлайн формате.
Пререквизиты курса.
Базовые компетенции в графическом дизайне.
Желательно наличие дополнительных компетенций, или готовность их приобретать параллельно курсу: базовое или продвинутое владение любым из игровых движков, навыки прототипирования и программирования для веб, владение любой программой для работы с дополненной реальностью.
Shu Lea Cheang, «Brandon», 1998–99
Чему научаться слушатели курса?
В процессе обучения на курсе слушатели научатся:
— Выделять этапы развития перформанса; — Различать виды перформативных действий, в зависимости от контекста их исполнения; — Описывать и интерпретировать опыт перформативных практик; — Проектировать собственные перформансы; — Экспериментировать в области перформанса в цифровой среде; — Сравнивать и анализировать различия в области цифровых и нецифровых перформативных практик; — Обобщать пройдённый опыт и прогнозировать развитие цифровых художественных практик; — Реализовывать собственные перформансы в цифровой среде; — Писать программные тексты о развития киберпространства.
GTA USA Gun Homicides, Joseph DeLappe
Какие практические задания будут выполнять слушатели курса?
В процессе обучения на курсе слушатели будут: — Участвовать в дискуссии на занятиях; — Писать эссе по итогам дискуссии; — Писать эссе о существующих практиках перфомансов в цифровой среде; — Представлять и обсуждать свои идеи о собственных практиках; — Выполнять практические лабораторные работы по преформансу в цифровой среде; — Писать эссе-наблюдение по итогу проведенных практик; — Писать углубленной исследование о выбранном направлении для собственной итоговой практики; — Реализовать собственный перформанс в цифровой среде; — Писать манифест или программный текст развития для той области практик, которую выбрал слушатель.
Recursive Truth, Rachel Rossin
Тематический план занятий
КАК ОПИСЫВАТЬ И ОБСУЖДАТЬ ПЕРФОРМАНС? ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗНАЧИМОСТЬ НЕПОСРЕДСТВЕННОСТИ ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПЕРФОРМАНСА СПЕЦИФИКА ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ МЕДИА-, ЦИФРОВОЙ И КИБЕРПЕРФОРМАНС ПРЯМОЙ ЭФИР ЦИФРОВОЙ МОНТАЖ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ В КИБЕРПРОСТРАНСТВЕ ПРОГРАММНОЕ И КОМПЬЮТЕРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ FULL-DIGITAL ПЕРФОРМАНС «ЖИВОСТЬ» ЭКРАННОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ ОСНОВНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ВОПРОСЫ «ЦИФРОВЫЕ ТУЗЕМЦЫ» КИБЕРПРОСТРАНСТВО ОПРЕДЕЛЯЯ КИБЕРПЕРФОРМАНС ПРОСТРАНСТВО VS КИБЕРПРОСТРАНСТВО ПЕРФОРМАНС КИБЕРПРОСТРАНСТВА АКТОРЫ КИБЕРПЕРФОРМАНСА РАЗЛИЧИМОСТЬ АКТОРОВ РАСТВОРЕННОСТЬ В КИБЕРПРОСТРАНСТВЕ ИГРА В ЖИЗНЬ ФЕНОМЕН НАХОЖДЕНИЯ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ ПРИСУТСТВИЕ АВТОРА ПЕРФОРМЕР/ЗРИТЕЛЬ ЦИФРОВОЕ ПРИСУТСТВИЕ И ТЕХНОЛОГИЯ ЦИФРОВИЗОВАНОЕ ПРИСУТСТВИЕ ТЕЛЕПРИСУТСТВИЕ ВИРТУАЛЬНОЕ ПРИСУТСТВИЕ NEW AESTHETIC ОБРАЗЫ КИБЕРПРОСТРАНСТВА МИМИКРИЯ МАШИН ТЕКСТ ТЕХНОЛОГИЙ КИБЕРТЕЛО ЦИФРОВОЙ ДВОЙНИК СМЕРТЬ В КИБЕРПРОСТРАНСТВЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ КИБЕРПЕРФОРМАНСА КИБЕРНЕТИЗАЦИЯ ПЕРФОРМЕРА ИНТИМНОСТЬ И ИНКЛЮЗИВНОСТЬ
Пример проекта
Cleaning My Desktop. Амалия Сото