Original size 2480x3500

Образ моды 1970-х гг. через призму кинематографа

This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition
big
Original size 1280x720

«Нэшвилл» / Роберт Олтмен / 1975

Концепция

Мода 1970-х годов сформировалась на фоне радикальных социальных, политических и культурных сдвигов, которые переопределили представления о теле, идентичности, гендере, свободе и потреблении. Чтобы понять визуальный язык этого десятилетия, важно рассматривать его не как замкнутую систему трендов, а как отражение более широких процессов, происходивших в мире — от кризиса модернистских идеалов до появления новых форм субъективности и массовой культуры. Кинематограф 1970-х, в свою очередь, стал ключевым медиатором этих изменений: именно в фильмах эпохи проявились контрастные эстетики — от диско-гламура до урбанистической небрежности, от психоделического глэм-рока до повседневного нормкора, от афроамериканской моды и эстетики Black Power до сексуальной раскрепощенности и андрогинных силуэтов.

Стилю 70-х предшествовали два мощных пласта: структурная элегантность 1950-х и последующая революционная молодёжная визуальность 1960-х. После жесткой, консервативной эстетики New Look Кристиана Диора наступила эпоха молодежной революции, мини-юбок Мэри Куант, геометризма Андре Куррежа, утопического модернизма Пьера Кардена и радикального контркультурного протеста. 1960-е подарили моде импульс освобождения — эстетического, социального, гендерного. Однако к рубежу 1969–1970-х этот энергичный авангард столкнулся с разочарованием: движение хиппи выдыхается, утопии 60-х дробятся, а массовая культура становится более циничной и коммерческой. На этом переломе возникают 1970-е — десятилетие, в котором свобода становится массовым продуктом, а индивидуальность превращается в стиль.

Девушки на марше в поддержку мини-юбок в Лондоне / 1966 Мини-платья Мэри Куант / 1960-е

Эпоху формируют поствиетнамская травма, кризис доверия к государству, экологическое движение, нефтяной кризис 1973 года, расовое напряжение и развитие Black Power. Музыка становится доминирующей силой культуры: диско берет власть над ночной жизнью, рок-музыка превращается в спектакль, глэм-рок (Дэвид Боуи, T. Rex) задает новый стандарт андрогинности. Движение за права женщин и сексуальная революция меняют отношение к телу, поднимая темы самопредставления, сексуальности, agency. Афроамериканские сообщества создают самостоятельный стиль — от естественных афро причесок до ярких принтов, костюмных ансамблей и эстетики фанк/соул.

Original size 1080x608

Кадр из фильма «Черные пантеры: авангард революции» / Стэнли Нельсон / 1966

Появляются и укрепляются имена культовых дизайнеров. Ив Сен-Лоран (женский смокинг, сафари-стиль), Эди Слимана ещё нет, но есть Рой Холстон, создающий минималистичный, «жидкий» гламур Studio 54; Вивьен Вествуд, формирующая панк-эстетику; Зандра Роудс, привносящая яркий принт и театральность; Эммануэль Кхан; Ossie Clark; Kenzo; Diane von Fürstenberg со своим iconic wrap-dress. Эти дизайнеры отражают идею большей свободы тела, движения, сексуальности, эксперимента и индивидуализма.

Original size 1767x1170

Показ Halston / 1973

Эстетики 70-х регулярно возвращаются в циклах моды: гламур Studio 54 цитируется Томом Фордом и брендом Saint Laurent 2010-х; бохо и эклектика возрождаются в коллекциях Gucci Алессандро Микеле; андрогинность эпохи глэм-рока становится нормой современной моды; афроамериканская эстетика 70-х оказывает влияние на визуальный язык хип-хоп-культуры 1980–2000-х; диско и пайетки переживают очередные всплески в период праздничных коллекций. Самое главное наследие — идея, что стиль может быть гибридным, неиерархичным и индивидуальным.

Tom Ford Printemps / 2025

Данное визуальное исследование рассматривает кино как оптический инструмент, через который культура десятилетия производит новые модели модности. Фильмы не просто фиксируют одежду — они формируют ее восприятие, превращая визуальные коды эпохи в иконические образы. Исследование обращается к диско, глэм-року, афроамериканской моде, повседневному городскому стилю и показывает, как кино не только отражало стиль эпохи, но и способствовало его закреплению в массовом сознании.

Так каким образом кино 1970-х годов закрепило визуальный образ моды десятилетия, превращая культурные, политические и музыкальные коды эпохи в устойчивые знаки стиля?

Диско!

Одним из наиболее определяющих направлений стал диско-стиль, который сформировался на пересечении клубной индустрии, музыкальной эволюции и стремления к глянцевой, телеориентированной эстетике. Фильм «Лихорадка субботнего вечера» стал своего рода иконой, закрепив набор визуальных кодов, которые позже стали классикой: блестящие ткани, расстёгнутые рубашки, расширенные штанины, объемные прически, платформы и доминирование синтетики как символа будущего. Одежда в диско-эстетике всегда была направлена на движение: струящиеся платья из ламе, облегающие топы и костюмы-тройки создавали силуэт, который «работал» только в динамике.

Original size 1599x899

«Лихорадка субботнего вечера» / Джон Бэдэм / 1977

Original size 694x386

«Лихорадка субботнего вечера» / Джон Бэдэм / 1977

«Лихорадка субботнего вечера» / Джон Бэдэм / 1977

«Нэшвилл» показывает более кантри-ориентированный фланг той же тенденции: яркие костюмы, пайетки, винил, сочетание сценической вычурности и повседневной стилизации, в которой Америка стремилась выглядеть театрально даже вне сцены.

Original size 1200x630

«Нэшвилл» / Роберт Олтмен / 1975

«Нэшвилл» / Роберт Олтмен / 1975

В фильме «Ночи в стиле буги» диско-стиль приобретает оттенок поздней, почти деструктивной эстетики: чрезмерный блеск, ультраобтягивающие ткани и линии тела становятся символом гедонизма эпохи.

Original size 810x332

«Ночи в стиле буги» / Пол Томас Андерсон / 1998

«Ночи в стиле буги» / Пол Томас Андерсон / 1998

«Слава богу, сегодня пятница» фиксирует эволюцию диско как массовой городской моды — клубы превращаются в своеобразные подиумы, где каждый посетитель стремится визуально увеличить присутствие своего тела с помощью цвета, сияния и стилистических перегибов. Массовость этого тренда также отражена в заставке Columbia Pictures, которая будто подчиняется цветастой «лихорадке».

Original size 0x0

«Слава Богу, сегодня пятница» / Роберт Клейн / 1978

Original size 692x388

Адаптированная заставка фильма «Слава Богу, сегодня пятница» / Роберт Клейн / 1978

Через диско кино 1970-х показало новую телесность: сексуализированную, нарочито искусственную, стремящуюся к эффекту фейерверка.

Psychedelic Glam

Параллельно с диско развивается психоделический глэм — более театральная, рок-ориентированная эстетика, в которой одежда перестает быть просто одеждой и превращается в элемент перформанса. «Томми» (1975) демонстрирует радикальность глэм-силуэтов: костюмы из металлизированных тканей, гипертрофированные аксессуары, яркий макияж и визуальная перегрузка становятся нормой художественного языка. Здесь мода — это не стиль, а спектакль.

«Томми» / Кен Рассел / 1975

«Бархатная золотая жила» — культовая, хоть и более поздняя, картина о звездах и фэшн-богеме тех лет. Фильм трансформирует фигуру рок-звезды в модного героя: здесь работают блестящие комбинезоны, перья, экзотические фактуры, высокий каблук, прозрачные ткани и гендерно-неоднозначные силуэты. Глэм-мода бросает вызов бинарным кодам и создает пространство свободы, в котором одежда становится декларацией идентичности.

Original size 1440x810

«Бархатная золотая жила» / Тодд Хейнс / 1998

«Бархатная золотая жила» / Тодд Хейнс / 1998

«Бархатная золотая жила» / Тодд Хейнс / 1998

«The Rocky Horror Picture Show» продвигает эту эстетику в сторону драг-карнавала: корсеты, сетка, лак, экстравагантная бижутерия и парики образуют ансамбль, который подчеркивает искусственность внешнего вида как ценность.

Original size 0x0

«The Rocky Horror Picture Show» / Джим Шарман / 1975

«The Rocky Horror Picture Show» / Джим Шарман / 1975

Так, через глэм кино 1970-х формирует образ моды как игрового поля, где тело можно стилизовать и выдумывать заново.

Афро-свинг

Еще одно важное направление связано с афроамериканской модой того периода. «Фокси Браун» и «Крепкий кофеёк», снятые Джеком Хиллом, показали новый тип героини — сильной, сексуальной и визуально доминирующей. Ее стиль — это широкие воротники, кожаные пальто, яркие принты, укороченные топы, джинсы-клеш, крупные украшения и естественные афро-прически как символ культурной гордости. Телесность становится политической: натуральные волосы, этно-узоры, массивные серьги подчеркивают принадлежность к сообществу и его силу.

Original size 692x388

«Фокси Браун» / Джек Хилл / 1974

«Фокси Браун» / Джек Хилл / 1974

Original size 708x380

«Крепкий кофеёк» / Джек Хилл / 1973

«Крепкий кофеёк» / Джек Хилл / 1973

В «Mahogany» мода становится буквально сюжетом: героиня проходит путь от рабочей девушки до модели, и ее гардероб отражает амбиции, мечты и жесты самоутверждения. Фильм раскрывает афроамериканскую моду как пространство креативности: эксперимент с цветами, турбаны, блестящие платья, крупные формы и сочетание уличной эстетики с высокой модой.

Original size 1024x470

«Mahogany» / Берри Горди / 1975

Эта линия 1970-х показывает, как кино зафиксировало особенности черной моды, которые позже стали частью глобального визуального наследия.

Повседневность

Отдельно стоит разобрать то, что носили люди все софитов и танцпола. Повседневный стиль того десятилетия можно увидеть во множестве фильмов, но особенно ярко — в лентах вроде «Таксиста», «Клют», «Ночи в стиле Буги» и более позднего «Врождённого порока», который, несмотря на 2014 год, создает максимально точную реконструкцию эстетики начала 1970-х. «Базой» мужского повседневного гардероба были джинсы с высокой посадкой, футболки с простыми принтами, армейские куртки, грубые ботинки, замшевые и кожаные куртки, свободные рубашки, очки-авиаторы, пастельные и земляные оттенки.

Original size 2750x1480

«Таксист» / Мартин Скорсезе / 1976

«Таксист» / Мартин Скорсезе / 1976

Original size 708x380

«Таксист» / Мартин Скорсезе / 1976

В этом стиле особенно чувствуются последствия событий, которые начались еще в прошлом десятилетии: война во Вьетнаме, сексуальная революция, массовые антивоенные движения и хиппи.

«Врожденный порок» / Пол Томас Андерсон / 2014

«Врожденный порок» / Пол Томас Андерсон / 2014

Original size 806x334

«Ночи в стиле буги» / Пол Томас Андерсон / 1998

Original size 2750x1144

«Ночи в стиле буги» / Пол Томас Андерсон / 1998

Женский гардерод мог похвастаться чуть большим разнообразием. В первую очередь в цветовой палитре. Основу составляли джинсы-клёш или прямые высокие джинсы, свободные рубашки, топы на тонких бретелях, водолазки, футболки с простыми принтами, вязаные кардиганы, замшевые и кожаные куртки. Популярны были платья-рубашки, сарафаны, длинные юбки «хиппи», сандалии на платформе и ботинки на массивном каблуке.

Original size 3000x1959

«Клют» / Алан Пакула / 1971

При этом этот стиль отражает рост индивидуализма: люди стремятся комбинировать вещи без оглядки на строгие правила, создавая визуальный микс, который позже станет определяющим для уличного стиля конца XX века.

Вывод

Завершая исследование, можно сказать, что кино 1970-х годов создало многослойный образ моды, в котором сосуществуют гламурность, радикальная свобода, телесность, политичность, уличность и перформативность. Через диско, глэм, афроамериканскую моду и повседневный городской стиль кинематограф обнаруживает культурный сдвиг.

Original size 744x362

«Бархатная золотая жила» / Тодд Хейнс / 1998

Bibliography
Show
1.

1970-1979 // Fashion History Timeline URL: https://fashionhistory.fitnyc.edu/1970-1979/ (дата обращения: 26.11.2025).

2.

THE 100 BEST MOVIES OF THE 1970S // Rolling Stone URL: https://www.rollingstone.com/tv-movies/tv-movie-lists/100-best-movies-of-the-1970s-1234675927/ (дата обращения: 26.11.2025)

3.

A 1970s Fashion History Lesson: Disco, Designer Denim, and the Liberated Woman // Vogue URL: https://www.vogue.com/article/1970s-fashion-history-lesson (дата обращения: 26.11.2025).

4.

A Look Back at the Greatest 1970s Fashion Moments // Harpers Bazaar URL: https://www.harpersbazaar.com/fashion/trends/g6495/70s-fashion-in-photos/ (дата обращения: 26.11.2025).

5.

1970s Men’s Fashion Trends: A Decade of Style and Innovation // URL: https://vintagelifestyle.com/1970s-mens-fashion-trends-a-decade-of-style-and-innovation/ (дата обращения: 26.11.2025).

6.

1970s Men’s Fashion — Groovy and Bold Outfits // FASHIONBEANS URL: https://www.fashionbeans.com/article/1970s-mens-fashion/ (дата обращения: 26.11.2025).

Image sources
Show
1.

https://m.vk.com/video-214059530_456240403 (дата обращения: 26.11.2025).

2.

https://m.vk.com/video-98421875_456241593 (дата обращения: 26.11.2025).

3.4.

https://www.afisha.ru/movie/krepkiy-kofeek-209366/video/ (дата обращения: 26.11.2025).

5.6.

https://mcmag.ru/roj-holston-biografiya-dizajnera/ (дата обращения: 26.11.2025).

7.

https://www.golosameriki.com/a/sulkin-black-panters/2946615.html (дата обращения: 26.11.2025).

8.

https://myhandbook.com/istoriya-mini-yubki/ (дата обращения: 26.11.2025).

9.10.

https://kino.mail.ru/cinema/movies/724210_tommi/ (дата обращения: 26.11.2025).

11.

https://ru.kinorium.com/68464/ (дата обращения: 26.11.2025).

12.

https://youtu.be/BTRMkQzFYHI?si=Sj_-YiaMk8zofo-Q (дата обращения: 26.11.2025).

13.

https://dailybruin.com/2014/12/15/movie-review-inherent-vice (дата обращения: 26.11.2025).

14.15.16.17.18.

https://vk.com/video-102186825_456239135 (дата обращения: 26.11.2025).

19.20.

https://www.film.ru/movies/neshvill (дата обращения: 26.11.2025).

21.

https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/hollywood/25075/titr/ (дата обращения: 26.11.2025).

22.23.

https://vk.com/video-52526415_456246063 (дата обращения: 26.11.2025).

24.

https://rockthistown.ru/velvet-goldmine-1998/ (дата обращения: 26.11.2025).

25.26.

https://www.afisha.ru/movie/klyut-165818/video/ (дата обращения: 26.11.2025).

27.28.

https://vk.com/video735831744_456241395 (дата обращения: 26.11.2025).

29.30.

https://staryiy.livejournal.com/5291497.html (дата обращения: 26.11.2025).

31.

https://rutube.ru/video/ecaf556d2ac0c430bd1140d8a2843073/ (дата обращения: 26.11.2025).

32.

https://www.sfmoma.org/event/mahogany/ (дата обращения: 26.11.2025).

Образ моды 1970-х гг. через призму кинематографа