
Концепция
Splatoon — одна из самых успешных игровых франшиз, созданных Nintendo. Вы играете за инклинга, антропоморфного кальмара, которому нужно закрасить как можно больше территории краской своего цвета.

Иллюстрация к Splatoon, 2015
Первая игра в серии Splatoon вышла в 2015 году на Wii U и быстро достигла огромной популярности по всему миру, благодаря новому, свежему взгляду на жанр шутеров. Яркие цвета, необычная музыка и модная одежда игровых персонажей помогли игре выделится на фоне серых армейских шутеров того времени. Свежая атмосфера игры захватила сердца многих игроков, включая меня, и вдохновляла своим весёлым и захватывающим стилем.
В этом исследовании я бы хотела рассмотреть не геймплей, музыку или дизайн, а иллюстрации, которые создавались художниками Nintendo для продвижения игры. Хоть эти 2D иллюстрации очень отличаются от гладкого 3D визуала игры, но они передают оживленную среду внутриигрового мира ничуть не хуже. Иллюстрации и стиль Splatoon меня завораживают своей динамичностью, насыщенной, но хорошо подобранной палитрой и композицией. Splatoon не боится быть собой, быть чем-то новым и ярким, именно это меня вдохновляло на протяжении всех 5 лет, которые я играла (и до сих пор играю) в Splatoon. Я создаю иллюстрации, основанные на этой игре, поэтому мне очень интересно разобраться в мелких деталях стиля игры.
Структура исследования 1. Концепция 2. Этап первый. «Живописная кисть» 3. Этап второй. «Условные силуэты» 4. Этап третий. «Сложные текстуры» 5. Скетчевый стиль Splatoon 1 6. Скетчевый стиль Splatoon 2 7. Скетчевый стиль Splatoon 3 8. Выводы
Исследование будет поделено на две части с тремя подкатегориями. В первой части я рассмотрю трансформацию основного стиля Сплатуна, который использовался для продвижения всех трёх игр. Во второй части рассмотрим скетчевый стиль, который используется для иллюстраций в честь Сплатфестов, внутриигровых событий, проводящихся каждый месяц, и других чуть менее официальных вещей. Главный стиль Сплатуна менялся от игры к игре, поэтому будет интересно посмотреть, как он трансформировался от игры к игре, и чем одна «эпоха» отличается от другой.
Nintendo не очень распространяется о людях, которые создают иллюстрации и стиль Сплатуна, поэтому точных авторов в подрисуночных подписях я указать не смогу. Но нам точно известен человек, стоящий за большинством художественных решений и главных иллюстраций, это Сейта Иноуэ — арт-директор серии игр Splatoon. Его стиль довольно узнаваемый, особенно если его сравнивать с другими стилями, которые появились в эру Splatoon 3. Но точно сказать трудно.
Фрагмент из артбука The Art of Splatoon, 2017
Из текстовых источников у меня все три артбука к трем играм, а также артбук для дополнения Splatoon 2: Octo Expansion, Haikarawalker. Но в них в основном только иллюстрации, текста, описывающего художественный процесс, в них мало. Некоторые иллюстрации, использованные в исследовании, взяты из артбуков. Помимо концептов и эскизов в артбуках много информации о том, как устроен мир игры. Рядом со скетчами встречаются текстовые пометки художников, которые рассказывают о том, почему они решили сделать именно так, а не иначе. Я особенно радуюсь, когда замечаю эскиз к финальной графике, ведь очень интересно рассматривать процесс создания моих самых любимых иллюстраций. Анализировала я источники сама, ставила картинки рядом друг с другом и рассматривала, пытаясь найти схожести и отличия. Некоторые вещи я замечала, просто рассматривая иллюстрации по отдельности.
Этап первый. «Живописная кисть»
Основной стиль Splatoon 1 (2015-2017)
Основной стиль Сплатуна отличается тем, что в нём никогда не используются линии, разве что в чертах лица. Поверх наброска сразу же рисуют силуэты цветными пятнами.
Официальная иллюстрация с Squid Sisters, 2015
Силуэты нарисованы слегка небрежно, кисточки имитируют настоящие кисточки и мазки. Несмотря на то, что мазки кажутся не совсем неаккуратными, форма всё равно хорошо читается.
Иллюстрация с Агентом 3, 2015
Иллюстрации Splatoon всегда наполнены яркими насыщенными цветами.
Иллюстрация для одиночного режима Splatoon, 2015
Для щупалец кальмаров часто используется комплементарная палитра. Для цветов Агента 3 (девочка-кальмар с зелеными волосами) используется сплит-комплементарная палитра, зелено-розовые волосы, красные глаза.
Практически везде используются градиенты, мало где просто однотонные силуэты. Основной цвет осьминогов красный, но чтобы показать более темные участки, используют розово-фиолетовый. Для светлых участков используют оранжевый. Никогда не используют просто цвета того же тона, что и основной цвет объекта.
Фрагмент иллюстрации
Чем дальше Осьмогады (враги-осьминоги) на заднем плане, тем больше они вымываются в зеленый. Для шейдинга всегда используется какой-то насыщенный цвет, редко когда используют просто более темный оттенок, приближенный к серому.
Бликов на самих щупальцах почти нет, лишь белые пятна ближе к кончикам. А вот на оружии полно бликов, чтобы подчеркнуть материал, из которого они изготовлены.
Фрагменты из иллюстраций с примерами бликов
Анимация с Squid Sisters из рекламного ролика «Splatfest Inkoming!», 2015
Этап второй. «Условные силуэты»
Основной стиль Splatoon 2 (2017-2021)
Иллюстрация в честь релиза Splatoon 2, 2017
Этот стиль более плоский, чистый и «официальный» по сравнению с первым стилем. Вместо комплементарной палитры для волос теперь используется аналоговая. Преимущественно однотонные силуэты, без градиентов, а если с градиентом, то с совсем простым. Форма силуэтов стала более гладкой и ровной, текстуры используются только внутри силуэта.
Иллюстрация в честь Весеннего Сплатфеста, 2019


Иллюстрация для одиночного режима Splatoon 2, а также прогресс её создания, 2017
Теперь используются менее насыщенные цвета, на которые приятнее смотреть благодаря контрасту между яркой краской и серой одеждой, фоном, кожей и т. д. Но из-за этого стиль второй части потерял некую игривость, которая присутствовала в иллюстрациях первой части.
Фрагмент из иллюстрации, Осьмогады
Для теней используют более темный оттенок основного цвета, если присмотреться на Осьмогадов, то можно заметить, что они вымываются теперь не в зеленый, а в серый цвет.
Иллюстрация в честь новогодних праздников 2020
Вместо того чтобы сильно красить силуэт, художники отдают весь цвет именно деталям.


Примеры цветных деталей
Это заметно на щупальцах инклинга мальчика и на блестках платья Мари.
Официальная иллюстрация с Off the Hook, 2017
В стиле второго Сплатуна редко используются чисто белые блики, обычно это просто более светлые тона основного цвета. На оружии практически никогда нет бликов, несмотря на их глянцевую поверхность в самой игре, блики используют, когда особенно хотят подчеркнуть материал объекта, например металл.
Блики в иллюстрациях
Иллюстрация в честь третьей годовщины Splatoon 2, 2020
Этап третий. «Сложные текстуры»
Основной стиль Splatoon 3 (2022-сегодняшний день)
Иллюстрация в честь коллаборации Splatoon 3 x Baskin Robbins, 2023
В стиле третьей части сочетается чистый ровный стиль второго Сплатуна и покрас стиля первой игры. Иллюстрации Splatoon 3 стали намного более детализированными.
Фрагмент обложки артбука Splatoon 3, 2023
Сплатун 3 не боится деталей и не стремиться сильно упрощать формы.
Иллюстрация для одиночного режима Splatoon 3, 2022
Для покраски формы очень часто используется текстурированный градиент. На поверхностях много отражений, отблесков и бликов. Градиенты стали более красочными по сравнению с Splatoon 2. Для того, чтобы разнообразить однотонный силуэт, добавляют мазки других цветов.
Фрагменты иллюстрации с примерами градиентов, мазков цветов и отражений
Преимущественно серый головной убор Мари разбавляют розовые и зеленые мазки.
Стали больше использоваться маленькие блики. Обычно это просто белые пятна с цветной обводкой. Они часто встречаются на волосах, щупальцах, очках и других глянцевых поверхностях. Блики стали появляться даже на глазах персонажей, в предыдущих двух играх блики рисовались, только если рядом с глазами присутствует очень яркий источник света.


1. Иллюстрация в честь вызода Side Order, 2024 2. Мллюстрация в честь релиза Splatoon 3 в Корее, 2022
Над художеством третьей игры работало намного больше человек, чем над художеством первой и второй частей, поэтому стиль Splatoon 3 не всегда стабильный. Художники часто прыгают от палитр, больше напоминающих Splatoon 1, и палитр, присутствующих в иллюстрациях Splatoon 2. Для основных форм они используют ровный стиль второго Сплатуна, а для раскраски внутри они используют стиль первого Сплатуна.
Иллюстрация в честь годовщины Splatoon 3, 2023
Официальная иллюстрация с Deep Cut, 2022
Скетчевый стиль Splatoon 1
Иллюстрация от Сейты Иноуэ в честь годовщины первого Splatoon, 2016
Скетчевые иллюстрации этой эры напоминают быстрые карандашные наброски, которые потом раскрасили в компьютерной программе.
Иллюстрация в честь PAX Prime 2015
Скетчевый стиль использовался для менее серьезных иллюстраций, они скорее являются бонусом к основным иллюстрациям. Сейта Иноуэ делал небольшие наброски в честь мероприятий, связанных с Splatoon, таких как PAX Prime 2015, игровое мероприятие в Сиэтле.
Этот стиль также использовался для иллюстраций с Squid Sisters в честь внутриигровых мероприятий, Сплатфестов. Игроки выбирали одну из двух команд и соревновались в боях, чтобы выяснить, какая команда лучше. Кэлли и Мари представляли 2 команды.
Иллюстрации с Squid Sisters к Сплатфестам: 1. Любовь или деньги 2. Red Kitsune Udon vs. Green Tanuki Soba 4. Pokemon Red vs. Blue 4. Не щадить! против Сосредоточиться на исцелении
Эти иллюстрации я нашла по отдельности и просто соединила в одну. Тот факт, что это разные изображения доказывает соревновательность сестёр и их желание доказать свою правоту.
Скетчевый стиль Splatoon 2
Иллюстрация с Off the Hook к Сплатфесту Любовь или деньги
Набросочный стиль второй игры так же напоминает карандашные рисунки, но теперь эти рисунки полностью раскрашены. Они либо на белом, либо на очень простом фоне. Ни много ни мало деталей, а в самый раз.
Иллюстрации с Off the Hook к Сплатфестам: 1. Блинчики или вафли 2. С мякотью или без 3. Фантастика или фэнтези 4. Боевики или комедии
Иллюстрации используются для Сплатфестов второй игры, только теперь разные команды представляют Жемчик и Мариша из музыкального дуо Off the Hook. В отличие от раздельных картинок Squid Sisters, Жемчик и Мариша нарисованы вместе. Они тоже конкурентные, но Off the Hook не дают соревновательности испортить их дружеские отношения.
Скетчевый стиль Splatoon 3
Иллюстрация в честь завершения Splatoon Koshien 2024
Набросочный стиль в эпоху Splatoon 3 практически не используется, для того чтобы отпраздновать какие-то мероприятия или события, для этого стали использовать основной стиль. Но несмотря на это, художники продолжают традицию иллюстраций в честь Сплатфестов, и рисуют идолов третьей игры, Deep Cut, именно в этой стилистике.


Иллюстрации от Сейты Иноуэ с Deep Cut в честь сплатфестов: 1. Цыплята против Крольчата против Медвежата 2. Трава против Огонь против Вода
Контраст между наброском и полноценной иллюстрацией к третьему Сплатуну исчез.
Иллюстрации к Сплатфестам: 1. Пятница против Суббота простив Воскресение 2. Барабаны против Гитара против Клавиатура 3. Шивер против Фрай простив Биг Ман
Художники, ответственные за эти иллюстрации время от времени меняются. Какую-то часть продолжает рисовать Иноуэ, но большинство теперь рисует новый художник. У него намного более набросочный стиль, но он всё равно полностью раскрашивает иллюстрации, они стали больше похожи на полноценные иллюстрации.
Ещё иллюстрации к Сплатфестам от нового художника
Выводы
Стиль сплатуна не мог не меняться на протяжении всего его существования, 9 лет. Стиль подстраивался под настроение каждой игры и сильно зависел от художников, которые стояли за всеми иллюстрациями.
Стиль первой части яркий и цветной, немного небрежный, что отражает новизну игры. Тогда Splatoon нужно было выделиться на фоне других шутеров, что он и сделал благодаря веселому визуалу, из-за которого так и хотелось поиграть в эту игру.
Стиль Splatoon 2 более уравновешенный, так как игра уже смогла занять свое заслуженное место в жанре. Несмотря на более плоские формы, стиль второй игры хорошо передает оживленную натуру игры.
Стиль, используемый в Splatoon 3 уже не условный, в нем полно интересных мелких деталей. Иллюстрации стали более сложными, они отличаются большим количеством бликов и отражений, а также текстур, используемых для раскраски силуэтов.
Игроки росли, а вместе с ними рос и сам Splatoon.
Иллюстрация лето 2021
Nintendo The Art of Splatoon. — Dark Horse Books, 2017
Nintendo The Art of Splatoon 2. — Dark Horse Books, 2019
Nintendo スプラトゥーン3 イカすアートブック. — Kadokawa, 2023
Nintendo ハイカラウォーカー. — Kadokawa, 2018
https://pbs.twimg.com/media/DpyIPlhVAAAIExe?format=jpg&name=large (Дата обращения: 16.05.2024)
https://cdn.wikimg.net/en/splatoonwiki/images/5/54/S2_Splatfest_Pulp_vs_No-Pulp_Official_Promo.jpg (Дата обращения: 15.05.2024)
https://cdn.wikimg.net/en/splatoonwiki/images/f/f4/S_Splatfest_artwork_Red_Kitsune_Udon.jpg (Дата обращения: 15.05.2024)
https://cdn.wikimg.net/en/splatoonwiki/images/d/dd/S_Splatfest_artwork_Green_Tanuki_Soba.jpg (Дата обращения: 15.05.2024)
https://cdn.wikimg.net/en/splatoonwiki/images/7/7b/2024_Splatoon_Koshien_Thank_You_Artwork.png (Дата обращения: 15.05.2024)
https://cdn.wikimg.net/en/splatoonwiki/images/5/5a/Happy_Holidays_2020.jpg (Дата обращения: 15.05.2024)
https://cdn.wikimg.net/en/splatoonwiki/images/e/e6/S3_Splatfest_artwork_Friday_vs_Saturday_vs_Sunday.jpg (Дата обращения: 15.05.2024)
https://cdn.wikimg.net/en/splatoonwiki/images/2/22/S3_Splatfest_artwork_Drums_vs_Guitar_vs_Keyboard.jpg (Дата обращения: 15.05.2024)
https://cdn.wikimg.net/en/splatoonwiki/images/9/9b/S3_Splatfest_artwork_Shiver_vs_Frye_vs_Big_Man.jpg (Дата обращения: 15.05.2024)
https://preview.redd.it/official-artwork-for-the-splatoon-3-x-baskin-robbins-v0-9wsmghqbn29b1.jpg?width=1080&crop=smart&auto=webp&s=1593fb9bd3bf750929593400b48ea966678b605c (Дата обращения: 15.05.2024)
https://cdn.wikimg.net/en/splatoonwiki/images/a/a1/SO_Release_Day_Artwork.jpg (Дата обращения: 15.05.2024)