
Рубрикатор
1. Введение 2. Прекрасная Дама 3. Творческая Женщина 4. Бунтарка 5. Power Woman 6. Вывод
Введение

На протяжении многих веков женский образ, наряду с понятием женственности, как таковым, претерпевал постепенные изменения, отражая в себе характерные черты той или иной географической местности и эпохи. Вместе с тем, 20 век резко выделяется из прочих за счет стремительной трансформации общественных институтов, повлекшей за собой изменение социокультурных норм и, как следствие, переосмысление идеи женственности в европейском сознании. В результате произошедшей эмансипации женщин, были сформированы новые социальные роли, не ограниченные привычным образом музы и хранительницы очага.
Гипотеза: широкое многообразие представлений о том, какой может быть идеальная женщина, можно условно объединить в несколько архетипов, мода на которые циклична.
Прекрасная дама

«Классический образ женственности» отражает в себе мягкие, плавные линии силуэта (превалируют «песочные часы»), подчеркивая изящность форм. Таких красавиц мы можем наблюдать на страницах модных журналов начала века, отражающих финальные аккорды La Belle Époque.


Слева: Нива (№ 1). Парижские моды (01.01.1907). Справа: Jupes Nouvelles, [журнал мод], № 34 (01.01.1909) / Оцифрованные фонды Библиотеки им. Н. А. Некрасова

Vogue (Июль 1911) / archive.vogue.com

К классическому представлению о женственности дизайнеры вернулись с окончанием Второй мировой войны, не в последнюю очередь благодаря стилю New Look, предложенному Кристианом Диором. Этот архетип читается во многих произведениях той эпохи, в том числе, в знаменитых мультипликационных фильмах студии Walt Disney Animation Studios.


Слева: Moles, Vogue (Март 1948). Справа: Мультипликационный фильм «Золушка» производства студии Walt Disney Productions (1950)
Одри Хепбёрн в к/ф «Сабрина (1954) / Vogue France


Слева: Vogue (Апрель 1956). Справа: Vogue (Ноябрь 1953) / archive.vogue.com
Реклама Pepsi (1950-е)

Влияние New Look читается и в советской моде того периода.


Слева: Журнал мод № 2 (1955). Справа: Журнал мод № 3 (1955)

Классическая женственность представлена в образах героинь знаковых фильмов «Золотой эры Голливуда».
Съёмки к/ф «В джазе только девушки»


Иллюстрации Нормана Роквелла. Слева: Going out (1933). Справа: Hollywood starlet (1936)
Творческая Женщина

20 век открыл для женщин более широкие возможности для творческого самовыражения, в результате чего формируется архетип «Творческой женщины». Его яркими представительницами являлись именитые художницы, писательницы и поэтессы, певицы, деятельницы театра и кино. Они предложили миру свой уникальный взгляд не только на искусство, но и на стиль жизни в целом, формируя, таким образом, новое представление о женственности.
Магда Нахман. Портрет поэтессы Марины Цветаевой. 1913. Дом-музей Марины Цветаевой, Москва


Слева: Автопортрет Фриды Кало, посвященный Льву Троцкому (1937). Справа: Jean Paul Gaultier Spring (1998) Ready-to-Wear / Vogue runway
Эдит Пиаф / TheBluePrint

Интересным отражением всплеска творческого вдохновения в начале века являются весьма артистичные обложки журнала Vogue за 20-е годы.


Слева: Vogue (Февраль 1923). Справа: Vogue (Январь 1923) / archive.vogue.com


Слева: Vogue (15 июля 1926). Справа: Vogue (1 июля 1926) / archive.vogue.com

Архетип творческой женщины сочетает в себе женщин с различными вкусами и представлениями о прекрасном. Вместе с тем, их объединяют некоторые общие качества: артистичность, жажда свободы творческого самовыражения посредством своего таланта и мастерства.


Слева: Алла Пугачёва (1984). Справа: СOMME DES GARÇONS, ВЕСНА-ЛЕТО 1997 / theblueprint.ru


Слева: Алла Пугачёва в красном платье-балахоне. Справа: фрагмент клипа «Арлекино»
Бунтарка

Характерной чертой творческой личности зачастую является склонность к нонконформизму. В этом ключе хотелось бы упомянуть культовую фигуру 20 века, в корне поменявшую общепринятые представления о женственности, — Габриэль Шанель, которая ввела моду на дамские брюки, тельняшки и, конечно же, на маленькое чёрное платье.


Слева: Эскиз маленького черного платья. В центре: эскиз платья, выполненный Карлом Лагерфельдом. Справа: Коко Шанель

Дух бунтарства нашел отражение в различных явлениях 20 века: авангардные течения в искусстве, движение флэпперов.
Лиля Брик Фото А. Родченко (1924)
Иллюстрация Рассела Паттерсона, 1920-е / The Symbol

В к/ф «Криминальное чтиво» 1994 года (реж. К. Тарантино) образ Мии, героини Умы Турман, отсылает, и к дерзкой моде «ревущих двадцатых», и к изящной лаконичности костюмов от Шанель.


Слева: фрагмент из к/ф «Криминальное чтиво». Справа: обложка к/ф «Криминальное чтиво»
Patrick Demarchelier, Vogue (май 1989)


Слева: Мадонна на концерте (1980-е). Справа: Vogue (октябрь 1992)
Power woman

Одним из основных атрибутов архетипа «Power Woman» можно считать костюм с усиленным верхом, получивший особую популярность в 80-е годы. Среди причесок преобладают короткие волосы или волосы, собранные в гладкий пучок.


Слева: Burda 9 (1988). Справа: Burda 1 (1987)


Burda 9 (1988)
At Camp David — the country retreat of the President of the United States — with Ronald Reagan.


Слева: Alaïa ready-to-wear (1988). Справа: Alaïa ready-to-wear (1989)

В Советском кинематографе образ успешной сильной женщины представлен, в том числе, в кинофильмах «Служебный роман» и «Москва слезам не верит. Главные героини обоих фильмов являют собой пример нового образа женственности, сочетая в себе силу характера и тонкую душевную организацию.


Кадры из к/ф «Москва слезам не верит»
Вывод

Таким образом, в 20-м веке изменилось привычное представление о роли женщины в обществе, открывая возможности для нового взгляда на понятие красоты и женственности. В данной работе были условно выделены 4 архетипа женственности, охватывающие различные стилистические направления. Схожие типажи женских персонажей встречаются в массовой культуре, например, в сериале «Секс в большом городе». Однако эти архетипы склонны пересекаться и дополнять друг друга, отражая индивидуальность каждой конкретной женщины.
Вольфганг Брун, Макс Тильке История костюма
М. Н. Мерцалова История костюма
Архив выпусков журнала Vogue (https://archive.vogue.com/)
Vogue Runway (https://www.vogue.com/fashion-shows)
TheBluePrint (https://theblueprint.ru/)
Norman Rockwell Museum (https://prints.nrm.org/)