Original size 1000x1521

От традиции к революции: архетипы женственности 20 века

This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Рубрикатор

1. Введение 2. Прекрасная Дама 3. Творческая Женщина 4. Бунтарка 5. Power Woman 6. Вывод

Введение

post

На протяжении многих веков женский образ, наряду с понятием женственности, как таковым, претерпевал постепенные изменения, отражая в себе характерные черты той или иной географической местности и эпохи. Вместе с тем, 20 век резко выделяется из прочих за счет стремительной трансформации общественных институтов, повлекшей за собой изменение социокультурных норм и, как следствие, переосмысление идеи женственности в европейском сознании. В результате произошедшей эмансипации женщин, были сформированы новые социальные роли, не ограниченные привычным образом музы и хранительницы очага.

Гипотеза: широкое многообразие представлений о том, какой может быть идеальная женщина, можно условно объединить в несколько архетипов, мода на которые циклична.

Прекрасная дама

post

«Классический образ женственности» отражает в себе мягкие, плавные линии силуэта (превалируют «песочные часы»), подчеркивая изящность форм. Таких красавиц мы можем наблюдать на страницах модных журналов начала века, отражающих финальные аккорды La Belle Époque.

Слева: Нива (№ 1). Парижские моды (01.01.1907). Справа: Jupes Nouvelles, [журнал мод], № 34 (01.01.1909) / Оцифрованные фонды Библиотеки им. Н. А. Некрасова

big
Original size 1600x1160

Vogue (Июль 1911) / archive.vogue.com

post

К классическому представлению о женственности дизайнеры вернулись с окончанием Второй мировой войны, не в последнюю очередь благодаря стилю New Look, предложенному Кристианом Диором. Этот архетип читается во многих произведениях той эпохи, в том числе, в знаменитых мультипликационных фильмах студии Walt Disney Animation Studios.

Слева: Moles, Vogue (Март 1948). Справа: Мультипликационный фильм «Золушка» производства студии Walt Disney Productions (1950)

Original size 1200x1800

Одри Хепбёрн в к/ф «Сабрина (1954) / Vogue France

Слева: Vogue (Апрель 1956). Справа: Vogue (Ноябрь 1953) / archive.vogue.com

Original size 1200x1660

Реклама Pepsi (1950-е)

post

Влияние New Look читается и в советской моде того периода.

Слева: Журнал мод № 2 (1955). Справа: Журнал мод № 3 (1955)

post

Классическая женственность представлена в образах героинь знаковых фильмов «Золотой эры Голливуда».

Original size 576x730

Съёмки к/ф «В джазе только девушки»

Иллюстрации Нормана Роквелла. Слева: Going out (1933). Справа: Hollywood starlet (1936)

Творческая Женщина

post

20 век открыл для женщин более широкие возможности для творческого самовыражения, в результате чего формируется архетип «Творческой женщины». Его яркими представительницами являлись именитые художницы, писательницы и поэтессы, певицы, деятельницы театра и кино. Они предложили миру свой уникальный взгляд не только на искусство, но и на стиль жизни в целом, формируя, таким образом, новое представление о женственности.

Original size 1500x844

Магда Нахман. Портрет поэтессы Марины Цветаевой. 1913. Дом-музей Марины Цветаевой, Москва

Слева: Автопортрет Фриды Кало, посвященный Льву Троцкому (1937). Справа: Jean Paul Gaultier Spring (1998) Ready-to-Wear / Vogue runway

Original size 920x1200

Эдит Пиаф / TheBluePrint

post

Интересным отражением всплеска творческого вдохновения в начале века являются весьма артистичные обложки журнала Vogue за 20-е годы.

Слева: Vogue (Февраль 1923). Справа: Vogue (Январь 1923) / archive.vogue.com

Слева: Vogue (15 июля 1926). Справа: Vogue (1 июля 1926) / archive.vogue.com

post

Архетип творческой женщины сочетает в себе женщин с различными вкусами и представлениями о прекрасном. Вместе с тем, их объединяют некоторые общие качества: артистичность, жажда свободы творческого самовыражения посредством своего таланта и мастерства.

Слева: Алла Пугачёва (1984). Справа: СOMME DES GARÇONS, ВЕСНА-ЛЕТО 1997 / theblueprint.ru

Слева: Алла Пугачёва в красном платье-балахоне. Справа: фрагмент клипа «Арлекино»

Бунтарка

post

Характерной чертой творческой личности зачастую является склонность к нонконформизму. В этом ключе хотелось бы упомянуть культовую фигуру 20 века, в корне поменявшую общепринятые представления о женственности, — Габриэль Шанель, которая ввела моду на дамские брюки, тельняшки и, конечно же, на маленькое чёрное платье.

Слева: Эскиз маленького черного платья. В центре: эскиз платья, выполненный Карлом Лагерфельдом. Справа: Коко Шанель

post

Дух бунтарства нашел отражение в различных явлениях 20 века: авангардные течения в искусстве, движение флэпперов.

Original size 1162x610

Лиля Брик Фото А. Родченко (1924)

Original size 1332x848

Иллюстрация Рассела Паттерсона, 1920-е / The Symbol

post

В к/ф «Криминальное чтиво» 1994 года (реж. К. Тарантино) образ Мии, героини Умы Турман, отсылает, и к дерзкой моде «ревущих двадцатых», и к изящной лаконичности костюмов от Шанель.

Слева: фрагмент из к/ф «Криминальное чтиво». Справа: обложка к/ф «Криминальное чтиво»

Original size 1600x2185

Patrick Demarchelier, Vogue (май 1989)

Слева: Мадонна на концерте (1980-е). Справа: Vogue (октябрь 1992)

Power woman

post

Одним из основных атрибутов архетипа «Power Woman» можно считать костюм с усиленным верхом, получивший особую популярность в 80-е годы. Среди причесок преобладают короткие волосы или волосы, собранные в гладкий пучок.

Слева: Burda 9 (1988). Справа: Burda 1 (1987)

Burda 9 (1988)

Original size 1280x1920

At Camp David — the country retreat of the President of the United States — with Ronald Reagan.

Слева: Alaïa ready-to-wear (1988). Справа: Alaïa ready-to-wear (1989)

post

В Советском кинематографе образ успешной сильной женщины представлен, в том числе, в кинофильмах «Служебный роман» и «Москва слезам не верит. Главные героини обоих фильмов являют собой пример нового образа женственности, сочетая в себе силу характера и тонкую душевную организацию.

Кадры из к/ф «Москва слезам не верит»

Вывод

post

Таким образом, в 20-м веке изменилось привычное представление о роли женщины в обществе, открывая возможности для нового взгляда на понятие красоты и женственности. В данной работе были условно выделены 4 архетипа женственности, охватывающие различные стилистические направления. Схожие типажи женских персонажей встречаются в массовой культуре, например, в сериале «Секс в большом городе». Однако эти архетипы склонны пересекаться и дополнять друг друга, отражая индивидуальность каждой конкретной женщины.

Bibliography
1.

Вольфганг Брун, Макс Тильке История костюма

2.

М. Н. Мерцалова История костюма

Image sources
1.

Архив выпусков журнала Vogue (https://archive.vogue.com/)

2.3.4.

Norman Rockwell Museum (https://prints.nrm.org/)

От традиции к революции: архетипы женственности 20 века
Confirm your ageProject contains information not suitable for individuals under the age of 18
I am already 18 years old