Original size 1140x1600

«Страсти-2000: Бах в зеркале XX века»

PROTECT STATUS: not protected
36

В 2023 году музыкальный мир вспоминает важнейшую дату в творческой биографии великого Иоганна Себастьяна Баха. Не год рождения или смерти, но год вступления композитора на свой главный пост — музыкального руководителя главных церквей города Лейпциг, где он трудился на протяжении 27 лет. Именно Лейпциг впервые услышал мировые шедевры для хора, солистов и оркестра — баховские кантаты и, конечно, монументальные «Страсти по Иоанну» и «Страсти по Матфею». Именно здесь великий Бах осуществил свою заветную творческую мечту: сочинять музыку на каждое воскресенье и другие важнейшие дни церковного года. Среди музыкальных оммажей — опусы, связанные с именем Баха, выделяются своим количеством, глубиной и своеобразием. Некоторым сочинениям-посвящениям посвящена эта статья.

Со дня кончины Иоганна Себастьяна Баха прошло уже более 270 лет! За это время издано (и переиздано) полное собрание сочинений, научные комментарии к каждому его тому, бесчисленное количество публикаций — творчеству великого композитора их посвящено рекордное в мировой научной литературе количество. Начало этому плодотворному процессу было положено в 1850 году — спустя столетие после смерти Иоганна Себастьяна. Силами созданного «Баховского общества» (Bachgesellschaft), — в которое вошли такие композиторы и музыканты как Роберт Шуман, Ференц Лист, Игнац Мошелес, ученые-музыковеды Отто Ян, Карл Винтерфельд, Мориц Гауптман, — был начат титанический труд по изданию собрания сочинений композитора, занявшее без малого полвека!

В 1900 инициативу переняло так называемое «Новое баховское общество»: крупнейшие исследователи-баховеды учредили второе, ревизионное издание ПСС с учетом новых данных, уточняющих хронологию, авторство (вплоть до его опровержения в некоторых случаях) изданных ранее сочинений. Кроме того, «Новое баховское общество» положило начало регулярным музыкальным фестивалям (Bachfest), проходящим в разных городах Германии и не только, а также

Loading...

Вернемся к еще одной круглой и весьма символичной дате — 2000 году — началу нового тысячелетия (от Рождества Христова — что также важно в свете той музыки, о которой речь пойдет ниже), 250-летию со дня смерти И. С. Баха. Известный немецкий маэстро, специализирующийся на аутентичном исполнении музыки Баха, — Гельмут Риллинг — инициировал интереснейший проект для современных композиторов в память о великом Бахе. Проект получил название «Страсти-2000» и стал своеобразной данью сочиненным в далеких 1720-х годах грандиозным баховским «Страстям по Иоанну» и «Страстям по Матфею».

«Страсти», или пассионы — духовное сочинение для солистов, хора, оркестра, в основе которого лежит евангельский текст (его исполняет тенор — Евангелист), повествующий о последних днях земной жизни Иисуса Христа и его Распятии. Библейский текст дополнен ариями на свободно сочиненные стихи церковных поэтов — это своего рода музыкальные духовные размышления, отклики на события Страстной истории, музыка которых поражает своей красотой и проникновенностью.

Loading...

В рамках проекта четырем композиторам из разных стран, говорящих на разных языках, представляющие разные направления в современной академической музыке и даже исповедующим разные религии было предложено сочинить «Страсти» — так, как они сегодня, спустя почти три столетия понимают этот жанр и эти тексты.

«Водные Страсти по Мафею» (Water Passion After St. Matthew) китайско-американского композитора Тань Дуня представляют собой сложный духовный опус, соединяющий западное и восточное, христианское и буддистское мировоззрение. Как и в музыке И. С. Баха, в «Водных Страстях» много символики: важнейшая роль здесь отводится воде как символу очищения, крещения. На сцене в форме креста расставлены чаши с водой, вода используется не только как бутафория, но и как музыкальный инструмент: исполнители расплескивают ее руками, варьируя звукоизвлечение.

Беримбау, музыкальный инструмент

«Страсти по Марку» Освальдо Голихова написаны на испанском языке и тесно связаны с латиноамериканской культурой, народа и его судьбой.

«Это будет рассказ о последних днях Иисуса на земле в преломлении латиноамериканского опыта и того, что из него следует». (Освальдо Голихов)

Музыка «Страстей по Марку» также свежа и оригинальна для европейского слушателя: вместо классического состава оркестра мы слышим здесь традиционные инструменты, такие как: беримбау (однострунный инструмент, применяющийся в капоэйре), кубинские барабаны (бата), перуанский кахон, кубинская гитара, а также аккордеон, фортепиано.

«Страсти-2000: Бах в зеркале XX века»
36