Original size 1140x1600

Музыка для глаз: графические партитуры мира

PROTECT STATUS: not protected
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Одним из способов проследить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства является анализ графических партитур.

В немецком искусствоведении даже существует термин «Augenmusik», что в дословном переводе означает «музыка для глаз». Этим термином обозначают визуальные особенности музыкальных партитур, которые, как правило, остаются «за кулисами» для слушателя, но зато хорошо видны исполнителю.

Принцип «музыки для глаз» состоит в том, что нотная запись должна отражать содержание произведения не хуже звуковой формы. Таким образом, музыка и изобразительные средства оказываются неразрывно связаны.

big
Original size 3500x1181

В данном исследовании принцип «музыка для глаз» лежит в основе анализа геометрии нотной записи звука в период XII–XIX вв.

При рассмотрении графических партитур обнаруживаются повторяющиеся мотивы и формы.

Цель исследования: проследить, какие именно визуальные формы существуют в истории музыкальной записи.

Важно отметить, что в исследовании будет рассматриваться музыкальная запись в широком смысле — поэтому среди иллюстративных материалов имеются рукописи с пифагорейской музыкальной теорией, где изображения звука выполнены с точки зрения его акустических свойств.

Отбор материала осуществлялся по принипу геометрии форм: сердце, рука, круг, линия, крест, органика, волна и точки.

big

СЕРДЦЕ

Сердце — символ чистоты, нежности и любви. Чаще всего его можно встретить в оформлении любовных шансонов.

Original size 3500x2008

Шансонье Жан де Монченю, песенный сборник, около 1475 (Ms. Occ. Rothschild 2973)

Original size 2800x2586

Образец маньеристской мензуральной нотации. Рондó Бода Кордье «Belle bonne», ок. 1400.

Знаменитое рондо Бона Кордье «Belle Bonne» переводится как «Красивая горничная» и по сути своей является любовным признанием.

ЦИРКУЛЯРНАЯ ЗАПИСЬ

Циркулярная запись репрезентирует цикличность музыкального исполнения. Круги — символ повторения, вечности и связи.

Чаще циркулярная запись прослеживается в нотациях возвышенных и патетичных произведений, таких как «Континентальная гармония» У. Биллингса.

Original size 2800x2586

Рондо «Tout par compas suy composés» в Кодексе Шантийи, конец XIV века.

Original size 3500x2011
Original size 2800x3543

«Miraris mundum», Автор неизвестен, Краковский канон премонстрантов, 1589.

Original size 2800x3543

Канон в честь короля Генриха VIII, прославляющий союз домов Йорков и Ланкастеров. Мотеты. Фландрия, около 1516.

Иногда круг — это ещё и лабиринт, который сходится к центру. В лабиринтной балладе «В доме Дедала» поётся о любимой женщине, которой не может достичь лирический герой.

Визуальная конструкция баллады такая же сложная, как и тернистый путь героя к сердцу любимой.

Original size 2800x3543

Лабиринтная баллада о трех канонах, «En la maison Dedalus» («В доме Дедала»): анонимно c. 1375 г. (Источник: Рукопись Беркли)

В музыкальной теории, круг — идеальная форма для визуального представления хроматической звуковой системы.

Original size 3500x1210

Страницы рукописи «Мусикийской грамматики», 1679.

Original size 2800x3543

Страница рукописи «Мусикийской грамматики» с изображением квинтового круга, 1679.

ЛИНИЯ, КРЕСТ

Классическая нотная нотация почти всегда линейна — но иногда эти линии идут вдоль нотного листа под неожиданным углом. Как правило, мелодии, записанные подобным образом, более «хулиганистые» в звучании, нежели их традиционные аналоги.

А вот крест — это преимущественно религиозный символ. Перпендикулярно идущие нотные станы символизируют распятие Христа.

Original size 3500x2400

Музыкальные эмблемы Хуана дель Вадо, XVII век.

Original size 2897x2081

Томас Морли, перекрестный канон в «A Plaine and Easy Introduction to Practicall Musicke», Лондон, 1597. \ Питер Мессенс, Per signum Crusis. Мюнхен, Баварская государственная библиотека, 2 Mus.pr. 156

Original size 2800x2197

Гизелин Данкерт, «Crucem sanctam subiit in Pietro Cerone, El Melopeo y maestro», 1138–9.

Original size 2800x4113

Адам Гумпельшаймер, Crux Christi — Quatuor evangelistae. Мюнхен, Баварская государственная библиотека, 1611.

Original size 3500x2480

ОГИБАЮЩАЯ, ВОЛНА

Звук имеет волновую природу. Именно поэтому в музыкальной теории его нередко изображали в виде расходящихся огибающих линий.

Original size 3500x2000

Боэций, «Об институте музыки», Франция, 15 век.

Original size 3500x2277

Боэций, «Об институте музыки», Франция, 15 век.

В Тибетской нотации тоже было принято обозначать звук волной — визуально отображая его пластичность и непрерывность.

Original size 3500x1805

Песня «Ян» с тибетской графической нотацией ян-иг, 19 век

Original size 3500x1986

Тибетская графическая нотация, 19 век.

Original size 3500x2272

Тибетская графическая нотация, 19 век.

Луи Куперен — это первый известный потомок французской музыкальной династии Куперенов. Он является создателем неритмизованных прелюдий, для которых был придуман оригинальный способ нотации.

Большинство нот — целые, а фразировка и прочие нюансы исполнения отмечаются изящными огибающими линиями.

Original size 3500x2799

Отрывок произведения Куперена из манускрипта Bauyn: переход от строгой нотации к изобретённой Купереном свободной, 1660?

ОРГАНИЧЕСКИЕ ФОРМЫ

Органические формы символизируют тесную связь музыки и природы. Песенная лирика передаёт восхищение пейзажами, естественный восторг от любования растительным и животным миром.

Original size 3500x1544

Двухчастная структура из 152 псалмов в мензуальной нотации с партиями тенора и баса, около 1700.

Original size 3500x863

Тибетская нотация, около 19 века.

Original size 2800x3543

Венок, вальс Флоры / Кеннеди и Лукас, литография, Филада: опубликовано Р. Хобсоном [между 1830 и 1880 (?)]

ГВИДОНОВА РУКА

Никто не знает наверняка, откуда у средневековых учителей возникла практика обучения музыке «по руке». Тем не менее, с XII века выражение «Гвидонова рука» настолько вошло в обиход, что все приписывают эту идею Гвидо Аретинскому, итальянскому монаху-бенедектинцу, музыкальному теоретику и педагогу.

Original size 2898x2080

Рука Гвидо, Архив Беттманна. / Бодлеанский канон. Литургический манускрипт 216, 16 век

Original size 3500x2400

Гармоническая рука Гвидо д’Ареццо, рукопись в Biblioteca Ambrosiana, Милан, 1274 / Гармоническая рука Гвидо д’Ареццо, найденная в Sacerdotale Juxta S. Romanae Ecclesiae, 1554

ИМИТАЦИЯ

В более поздний период развития музыкальной нотации начинают возникать визуальные имитации. Если музыка о кошках, то и ноты будут в виде кошек.

Original size 2800x2586

Мориц фон Швинд, Симфония кошек. 1868.

Original size 3500x2046

«История-музыка» и «Битва Горациев и Куриатов». Отдел искусства, гравюр и фотографий Мириам и Иры Д. Уоллах: коллекция изображений, Нью-Йоркская публичная библиотека, 1893.

«Гулливер-сюита» Телемана — один из самых ранних образцов имитационной нотации. Лилипуты маленькие, а потому их мелодия записана очень «быстрыми» нотами, которые при исполнении, впрочем, играются умеренно — ввиду того, что указан медленный темп.

Original size 3500x2195
Original size 3500x1522

Ноты мелодии для тяжеловесного Бробдингнега в «Гулливер-сюите» Телемана, 1728.

В XII веке были популярны музыкальные шифры. Подражая нотным символам, музыканты записывали загадки.

Original size 3500x1520

Шотландский аноним (London Add. 4911), Четырнадцатый канон

Original size 3500x1175

Разрешение тенора из «Enigma de la escala» Чероне, Регенсбург, Бишофличская центральная библиотека, 1126.

ТОЧКИ И ЗАПЯТЫЕ

Точки и запятые — это символы самого раннего периода в музыкальной нотации. Однако, даже в эпоху многостороннего развития способов музыкальной записи некоторые музыканты обращались к этому образу, чтобы подчеркнуть характер мелодии.

Кроме того, это популярная форма музыкальной записи в Азии, где некогда развивалась буквенная нотация.

Original size 2800x2347

Музыка Кото, Сборник из 40 песен Кото, составленный Мидзи Синси на поэзию Осава Яматоши и Яцухаси Кенгё. Эдо, Япония, 1811.

Original size 2800x2379

Табулатура для четырёхструнной лютни (сопрано) как аккомпанемент устному рассказу, Монголия или Тибет, около XIX в.

Original size 3500x1191

Табулатура для четырёхструнной лютни (сопрано) как аккомпанемент устному рассказу, Монголия или Тибет, около XIX в.

Мы уже говорили о Луи Куперене. Его потомок — Франсуа Куперен — также отличился в создании оригинальных нотаций.

Хохлова В.Н. в книге «Феномен Музыки» пишет: «Ф. Куперен в нотах своих клависинных пьес ввёл знак пунктуации — запятую». Там же приводятся комментарии самого Куперена относительно этого знака: «Он служит для обозначения окончания мелодии или гармонической фразы, а также указывает на то, что конец одной мелодии нужно несколько отделить от начала следующей».

Original size 2800x2586

Франсуя Куперен, «Сладострастная», Париж, Библиотека Nationale de France, Res f1059, ок. 1725 г.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Разнообразие форм подчёркивает взаимосвязь музыки и изобразительного искусства. Любовную лирику и шансоны композиторы писали в форме сердца, религиозные произведения — в форме креста. Вибрации и объём они передавали формой волны, а цикличность — кругом.

Ближе к концу 19-го века партитуры становятся нарративны — ноты приобретают черты животных, людей.

Несмотря на то, что системы нотации в разных странах отличались, общая склонность к «фигуризации» партитур наблюдается не только в Европе, но и, например, в Тибете, Монголии, Кото.

Музыка для глаз: графические партитуры мира