
Одним из способов проследить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства является анализ графических партитур.
В немецком искусствоведении даже существует термин «Augenmusik», что в дословном переводе означает «музыка для глаз». Этим термином обозначают визуальные особенности музыкальных партитур, которые, как правило, остаются «за кулисами» для слушателя, но зато хорошо видны исполнителю.
Принцип «музыки для глаз» состоит в том, что нотная запись должна отражать содержание произведения не хуже звуковой формы. Таким образом, музыка и изобразительные средства оказываются неразрывно связаны.

В данном исследовании принцип «музыка для глаз» лежит в основе анализа геометрии нотной записи звука в период XII–XIX вв.
При рассмотрении графических партитур обнаруживаются повторяющиеся мотивы и формы.
Цель исследования: проследить, какие именно визуальные формы существуют в истории музыкальной записи.
Важно отметить, что в исследовании будет рассматриваться музыкальная запись в широком смысле — поэтому среди иллюстративных материалов имеются рукописи с пифагорейской музыкальной теорией, где изображения звука выполнены с точки зрения его акустических свойств.
Отбор материала осуществлялся по принипу геометрии форм: сердце, рука, круг, линия, крест, органика, волна и точки.

СЕРДЦЕ
Сердце — символ чистоты, нежности и любви. Чаще всего его можно встретить в оформлении любовных шансонов.
Шансонье Жан де Монченю, песенный сборник, около 1475 (Ms. Occ. Rothschild 2973)
Образец маньеристской мензуральной нотации. Рондó Бода Кордье «Belle bonne», ок. 1400.
Знаменитое рондо Бона Кордье «Belle Bonne» переводится как «Красивая горничная» и по сути своей является любовным признанием.
ЦИРКУЛЯРНАЯ ЗАПИСЬ
Циркулярная запись репрезентирует цикличность музыкального исполнения. Круги — символ повторения, вечности и связи.
Чаще циркулярная запись прослеживается в нотациях возвышенных и патетичных произведений, таких как «Континентальная гармония» У. Биллингса.
Рондо «Tout par compas suy composés» в Кодексе Шантийи, конец XIV века.
«Miraris mundum», Автор неизвестен, Краковский канон премонстрантов, 1589.
Канон в честь короля Генриха VIII, прославляющий союз домов Йорков и Ланкастеров. Мотеты. Фландрия, около 1516.
Иногда круг — это ещё и лабиринт, который сходится к центру. В лабиринтной балладе «В доме Дедала» поётся о любимой женщине, которой не может достичь лирический герой.
Визуальная конструкция баллады такая же сложная, как и тернистый путь героя к сердцу любимой.
Лабиринтная баллада о трех канонах, «En la maison Dedalus» («В доме Дедала»): анонимно c. 1375 г. (Источник: Рукопись Беркли)
В музыкальной теории, круг — идеальная форма для визуального представления хроматической звуковой системы.
Страницы рукописи «Мусикийской грамматики», 1679.
Страница рукописи «Мусикийской грамматики» с изображением квинтового круга, 1679.
ЛИНИЯ, КРЕСТ
Классическая нотная нотация почти всегда линейна — но иногда эти линии идут вдоль нотного листа под неожиданным углом. Как правило, мелодии, записанные подобным образом, более «хулиганистые» в звучании, нежели их традиционные аналоги.
А вот крест — это преимущественно религиозный символ. Перпендикулярно идущие нотные станы символизируют распятие Христа.
Музыкальные эмблемы Хуана дель Вадо, XVII век.
Томас Морли, перекрестный канон в «A Plaine and Easy Introduction to Practicall Musicke», Лондон, 1597. \ Питер Мессенс, Per signum Crusis. Мюнхен, Баварская государственная библиотека, 2 Mus.pr. 156
Гизелин Данкерт, «Crucem sanctam subiit in Pietro Cerone, El Melopeo y maestro», 1138–9.
Адам Гумпельшаймер, Crux Christi — Quatuor evangelistae. Мюнхен, Баварская государственная библиотека, 1611.
ОГИБАЮЩАЯ, ВОЛНА
Звук имеет волновую природу. Именно поэтому в музыкальной теории его нередко изображали в виде расходящихся огибающих линий.
Боэций, «Об институте музыки», Франция, 15 век.
Боэций, «Об институте музыки», Франция, 15 век.
В Тибетской нотации тоже было принято обозначать звук волной — визуально отображая его пластичность и непрерывность.
Песня «Ян» с тибетской графической нотацией ян-иг, 19 век
Тибетская графическая нотация, 19 век.
Тибетская графическая нотация, 19 век.
Луи Куперен — это первый известный потомок французской музыкальной династии Куперенов. Он является создателем неритмизованных прелюдий, для которых был придуман оригинальный способ нотации.
Большинство нот — целые, а фразировка и прочие нюансы исполнения отмечаются изящными огибающими линиями.
Отрывок произведения Куперена из манускрипта Bauyn: переход от строгой нотации к изобретённой Купереном свободной, 1660?
ОРГАНИЧЕСКИЕ ФОРМЫ
Органические формы символизируют тесную связь музыки и природы. Песенная лирика передаёт восхищение пейзажами, естественный восторг от любования растительным и животным миром.
Двухчастная структура из 152 псалмов в мензуальной нотации с партиями тенора и баса, около 1700.
Тибетская нотация, около 19 века.
Венок, вальс Флоры / Кеннеди и Лукас, литография, Филада: опубликовано Р. Хобсоном [между 1830 и 1880 (?)]
ГВИДОНОВА РУКА
Никто не знает наверняка, откуда у средневековых учителей возникла практика обучения музыке «по руке». Тем не менее, с XII века выражение «Гвидонова рука» настолько вошло в обиход, что все приписывают эту идею Гвидо Аретинскому, итальянскому монаху-бенедектинцу, музыкальному теоретику и педагогу.
Рука Гвидо, Архив Беттманна. / Бодлеанский канон. Литургический манускрипт 216, 16 век
Гармоническая рука Гвидо д’Ареццо, рукопись в Biblioteca Ambrosiana, Милан, 1274 / Гармоническая рука Гвидо д’Ареццо, найденная в Sacerdotale Juxta S. Romanae Ecclesiae, 1554
ИМИТАЦИЯ
В более поздний период развития музыкальной нотации начинают возникать визуальные имитации. Если музыка о кошках, то и ноты будут в виде кошек.
Мориц фон Швинд, Симфония кошек. 1868.
«История-музыка» и «Битва Горациев и Куриатов». Отдел искусства, гравюр и фотографий Мириам и Иры Д. Уоллах: коллекция изображений, Нью-Йоркская публичная библиотека, 1893.
«Гулливер-сюита» Телемана — один из самых ранних образцов имитационной нотации. Лилипуты маленькие, а потому их мелодия записана очень «быстрыми» нотами, которые при исполнении, впрочем, играются умеренно — ввиду того, что указан медленный темп.
Ноты мелодии для тяжеловесного Бробдингнега в «Гулливер-сюите» Телемана, 1728.
В XII веке были популярны музыкальные шифры. Подражая нотным символам, музыканты записывали загадки.
Шотландский аноним (London Add. 4911), Четырнадцатый канон
Разрешение тенора из «Enigma de la escala» Чероне, Регенсбург, Бишофличская центральная библиотека, 1126.
ТОЧКИ И ЗАПЯТЫЕ
Точки и запятые — это символы самого раннего периода в музыкальной нотации. Однако, даже в эпоху многостороннего развития способов музыкальной записи некоторые музыканты обращались к этому образу, чтобы подчеркнуть характер мелодии.
Кроме того, это популярная форма музыкальной записи в Азии, где некогда развивалась буквенная нотация.
Музыка Кото, Сборник из 40 песен Кото, составленный Мидзи Синси на поэзию Осава Яматоши и Яцухаси Кенгё. Эдо, Япония, 1811.
Табулатура для четырёхструнной лютни (сопрано) как аккомпанемент устному рассказу, Монголия или Тибет, около XIX в.
Табулатура для четырёхструнной лютни (сопрано) как аккомпанемент устному рассказу, Монголия или Тибет, около XIX в.
Мы уже говорили о Луи Куперене. Его потомок — Франсуа Куперен — также отличился в создании оригинальных нотаций.
Хохлова В.Н. в книге «Феномен Музыки» пишет: «Ф. Куперен в нотах своих клависинных пьес ввёл знак пунктуации — запятую». Там же приводятся комментарии самого Куперена относительно этого знака: «Он служит для обозначения окончания мелодии или гармонической фразы, а также указывает на то, что конец одной мелодии нужно несколько отделить от начала следующей».
Франсуя Куперен, «Сладострастная», Париж, Библиотека Nationale de France, Res f1059, ок. 1725 г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Разнообразие форм подчёркивает взаимосвязь музыки и изобразительного искусства. Любовную лирику и шансоны композиторы писали в форме сердца, религиозные произведения — в форме креста. Вибрации и объём они передавали формой волны, а цикличность — кругом.
Ближе к концу 19-го века партитуры становятся нарративны — ноты приобретают черты животных, людей.
Несмотря на то, что системы нотации в разных странах отличались, общая склонность к «фигуризации» партитур наблюдается не только в Европе, но и, например, в Тибете, Монголии, Кото.