Original size 1140x1600

Проклятие фараона

PROTECT STATUS: not protected
6

Концепция

Визуальное исследование «Проклятие фараона: как египетская эстетика формировала визуальный язык хоррора и тревожного кино XX–XXI веков» посвящено визуальному языку кинематографа ужасов, черпающего вдохновение в образах древнеегипетской культуры. В центре внимания — то, как архитектурные, мифологические и символические элементы Египта формируют устойчивый визуальный канон тревожного и «пугающе-загадочного» на протяжении XX и начала XXI века. Через анализ визуальных решений в кино — от немых лент до блокбастеров — исследуется трансформация египетских символов в хоррор-контексте.

Особенность данного исследования — хронологический подход, позволяющий проследить, как образы и коды тревоги эволюционировали от эпохи египтомании и викторианской романтики до современного CGI-хоррора и псевдодокументальных форматов. Такой метод позволяет не только выявить визуальные и сюжетные повторения, но и показать, как культурные страхи и технологии репрезентации менялись вместе с эпохой.

Актуальность темы обусловлена тем, что сегодня визуальный язык ужаса активно передается через мем-культуру, стриминг-сервисы и переосмысление классики. Египетские символы продолжают использоваться в кино и играх — как маркеры архаического, опасного и сверхъестественного. Тем не менее, большинство современных трактовок этих образов лишены контекста. Возникает потребность в исследовании того, как египетская культура изначально вошла в киноязык ужаса, почему обрела статус «визуального триггера» и как её знаки функционируют на уровне массового воображения.

Гипотеза

Древнеегипетские визуальные коды (саркофаг, мумия, пирамида, иероглиф, Анубис) закрепились в кинематографе не только как атрибуты жанровой эстетики, но как самостоятельные маркеры тревожного опыта. Эти коды приобрели устойчивое значение — визуальная «реплика» древнего зла, связанная с нарушением запретного. Египетская эстетика в хорроре — это не просто декоративная среда, а метафора страха, работающая на уровне символической угрозы, воспроизводимой в разных визуальных языках и техниках — от готического грима и цветного техниколора до цифровых эффектов и found-footage эстетики.

Рубрикатор:

- Концепция визуального исследования - Глава 1: «1900–1930-е. Египтомания и становление визуального клише» - Глава 2: «1930–1950-е. Канонизация египетского ужаса» - Глава 3: «1960–1970-е. Цвет, тело, одержимость» - Глава 4: «1980–1990-е. Жанровый гибрид и переработка визуального кода» - Глава 5: «2000–2015. Псевдодокументальность и возвращение священного» - Заключение - Библиография

1900–1930-е. Египтомания и визуальное зарождение тревожного

На рубеже XIX–XX веков Запад вновь обращается к Египту — если раньше данная тема рассматривалась как часть античной историографии, то начиная с момента 1900-х — Египет отождествляется как фрагмент тревожного мифа. Археологические открытия конца столетия, особенно громкое обнаружение гробницы Тутанхамона в 1922 году, формируют в массовом сознании специфическую оптику: Древний Египет становится культурным пространством, где зафиксировано нарушение порядка — между жизнью и смертью, между прошлым и настоящим. Этот миф, циркулирующий в газетах, иллюстрированных журналах, антикварных салонах и выставках, проникает и в молодое визуальное искусство — кино.

Original size 2993x1466

[1], [2] — Cleopatra’s Tomb, Жорж Мельес, 1899 г.

Original size 1640x1300

The Mummy, Альбер Капеллани, Франция, 1911 г.

Самые ранние кинематографические интерпретации египетской темы носят условно-игровой характер: в короткометражках Жоржа Мельеса (Cleopatra’s Tomb, 1899) и Альбера Капеллани (The Mummy, 1911) Египет — это не место ужаса, а поле волшебства. Здесь мумия — нередко прекрасная женщина — оживает не для мести, а для любви. Эти сюжеты повторяют нарратив викторианской литературы, где египетская принцесса, пробуждённая современником, несёт с собой обещание запретной страсти и одновременного проклятия. Уже в этих образах обнаруживается важная черта: древний Египет трактуется как иное во времени, и любое приближение к нему чревато нарушением границ — культурных, телесных, сакральных.

Original size 2993x1466

Die Augen der Mumie Ma, Эрнст Любич, Германия, 1928 г.

С 1910-х годов в европейском кино начинает выстраиваться более цельная визуальная модель Египта как тревожного пространства. В немецком фильме Die Augen der Mumie Ma (1918) Эрнста Любича героиня, изображающая мумию, оказывается живым телом, спрятанным в саркофаге. Здесь символика «мертвого, что может оказаться живым» превращается в оптическую ловушку: зритель, как и герой, оказывается обманут. Эта визуальная двусмысленность — ключевая для будущего египетского хоррора: мумия как объект одновременно мёртвый и способный к движению, а следовательно — к агрессии.

Архитектурно пространство египетской гробницы кодируется через тьму, глубину и камень. Это подземное пространство с узкими проходами, вырубленными в породе, не имеет выхода — оно замкнуто как в физическом, так и в символическом смысле. Композиционно раннее кино формирует «тревожный фрейм»: фигура человека, освещённого направленным источником (факел, лампа) внутри массивной структуры, где надписи (иероглифы) заменяют привычные знаки. Язык здесь — чужой, а значит, угрожающий. Появляется визуальный код тревоги, который будет эксплуатироваться на протяжении всего XX века: египетская гробница как пространство, в котором живое нарушает покой мёртвого, и за это должно быть наказано.

Не менее важен мотив текста: свиток с проклятием или табличка с надписью — это переходный объект, связывающий археологическое с ритуальным. Его чтение (всегда ошибочное или самонадеянное) — ритуальный запуск тревожного механизма.

Таким образом, в 1900–1930-е годы закладывается не просто визуальный стиль египетского кино — закладывается язык страха, в котором Древний Египет представляет не археологическую ценность, а зону потенциальной катастрофы. Мумия, саркофаг, гробница, амулет, иероглиф, свиток — это не просто предметы, а архетипы тревожного, которые в дальнейшем будут нести уже не романтический, а зловещий смысл. Египетская эстетика становится визуальным сокращением идеи смерти, нарушенного порядка и сакрального возмездия.

1930–1950-е. Канонизация египетского ужаса

Переход к звуковому кино в начале 1930-х годов совпадает с моментом, когда визуальные символы Древнего Египта закрепляются как знаки устойчивого страха в массовом кинематографе. Если в немых лентах египетская мифология фигурировала как экзотический орнамент, то с выходом фильма The Mummy (1932) Карла Фройнда, продюсированного студией Universal, начинается процесс кодификации Египта как пространства ужаса — священного, запретного, сакрально опасного. Именно в этот момент происходит переход от мифологической эстетики к хоррор-жанру в полном смысле слова: мумия перестаёт быть загадочной женщиной-призраком, и становится телом, воскрешённым ритуалом, — жрецом, которого нельзя трогать, но которого потревожили.

[1], [2] — The Mummy, Карл Фройнд, США, 1932 г.

Original size 2940x1912

The Mummy, Карл Фройнд, США, 1932 г.

Фильм The Mummy с Борисом Карлоффом в роли Имхотепа стал ключевой точкой в трансформации образа египетской гробницы. Пространство, ранее рассматривавшееся как место волшебства и случайной одержимости, теперь оформляется как сцена запретного действия: археолог нарушает границу между мирами, читает магический текст — и запускает необратимый процесс. Этот сюжетный мотив — археолог как нарушитель, свиток как триггер, мумия как отложенное возмездие — становится универсальным и используется на протяжении следующих двух десятилетий.

0

[1] — [4]: The Mummy, Карл Фройнд, США, 1932 г.

Original size 2940x1912

The Mummy, Карл Фройнд, США, 1932 г.

Original size 1640x500

The Mummy, Карл Фройнд, США, 1932 г.

Однако куда важнее тот факт, что The Mummy устанавливает визуальные и пластические константы: темнота, локальный свет, холодный камень, изолированность, медленный ритм движения монстра. Имхотеп в бинтах — это не просто ходячий труп, а сакральная фигура: он движется неуклонно и с достоинством, его взгляд — не ярость, а древнее знание.

Original size 3962x1466

[1] — The Mummy’s Hand, Кристи Кабане, 1940 г. [2] — The Mummy’s Tomb, Харольд Янг, 1942 г. [3] — The Mummy’s Ghost, Реджинальд Ле Борг, 1944 г. [4] — The Mummy’s Curse, Лесли Гудвинс, 1944 г.

В течение 1940-х годов Universal развивает этот визуальный и нарративный код в серии сиквелов — The Mummy’s Hand (1940), The Mummy’s Tomb (1942), The Mummy’s Ghost (1944), The Mummy’s Curse (1944). Эти фильмы менее изысканны визуально, но они закрепляют жанровую формулу, превращая египетские элементы в знаки-штампы: амулет как детонатор, храм как ловушка, мумия как невидимая угроза, чьё появление — вопрос времени. Сами бинты становятся телесной текстурой страха: в них нет жизни, но именно это делает их тревожными.

Важно, что в 1940-х египетская тематика становится глобальной — она перемещается за пределы Египта. Теперь место действия может быть в Америке или Англии, но проклятие приходит оттуда — из зоны древнего, неприкасаемого. Так формируется идея трансграничного страха, где Египет выступает как перформативная метка: достаточно ввести элемент (саркофаг, свиток, амулет) — и тревога запущена.

Таким образом, 1930–1950-е — это не просто время популярности «мумийного кино», а период, когда визуальные и сюжетные компоненты египетской тревоги окончательно структурируются как универсальные формулы кино. Они начинают жить не только внутри фильмов, но и за их пределами — в рекламе, комиксах, сувенирах. Египетское проклятие перестаёт быть локальной легендой — и становится международным брендом страха.

1960–1970-е. Цвет, тело, одержимость

К середине XX века образы Древнего Египта в кинематографе ужасов прошли путь от экзотики к канону. Однако именно в 1960–70-х начинается их качественная трансформация. Визуальный язык становится более насыщенным, а телесность страха — выразительнее. Египетский мотив теперь не просто про «древнее зло», он становится фоном для размышления о границах между телом и духом, реальностью и трансцендентным, историческим и бессознательным

Original size 2993x1466

The Mummy, Теренс Фишер, Великобритания, 1959 г.

Original size 2940x1912

The Mummy, Теренс Фишер, Великобритания, 1959 г.

Эстетика страха обновляется вместе с техникой. Цветное кино, особенно в производстве британской студии Hammer, предлагает зрителю не сдержанную мрачную гамму Universal-фильмов, а насыщенные контрасты — терракотовый песок, алую кровь, нефритово-зелёные амулеты. В фильме The Mummy (1959) Кристофер Ли играет не безмолвное пугало в бинтах, а полнотелую фигуру возмездия: его мумия стремительна, физически ощутима, обладающая звериной силой. Именно через физическое тело и плоть выражается тревога 60-х — десятилетия, когда страх всё чаще связан не с потусторонним, а с биологическим.

Original size 2993x1466

Blood from the Mummy’s Tomb, Эндрю Кейр, Великобритания, 1971 г,

Original size 1640x1300

Blood from the Mummy’s Tomb, Эндрю Кейр, Великобритания, 1971 г,

Британское переосмысление египетского мифа опирается на уже знакомые сюжетные линии — археологи нарушают покой жрицы, восстаёт хранитель гробницы, реликвии становятся проклятием. Но в отличие от американских лент 30–40-х годов, здесь акцент смещается с самой мумии на мотив одержимости. Теперь злом может быть не только оживлённый труп, но и дух, переселившийся в современного персонажа. Эта динамика особенно заметна в фильмах Blood from the Mummy’s Tomb (1971) и The Awakening (1980): древнеегипетская царица возвращается не как мумия в бинтах, а как живое существо, действующее в теле молодой женщины. Таким образом, страх перемещается из гробницы — внутрь тела, делая объектом тревоги саму человеческую оболочку.

Смещение в сторону женского тела как медиума страха отражает не только поворот к психосексуальной трактовке хоррора, характерной для времени, но и обострение темы памяти, наследия, связи между археологией и бессознательным. Женская фигура в этих фильмах часто оказывается связующим звеном между прошлым и настоящим, а египетская эстетика — визуальной формой возвращения вытесненного. Ритуальные украшения, кольца с символами, древние зеркала, кроваво-красные скарабеи — всё это возвращается как знаки, не поддающиеся расшифровке, но при этом влияющие на персонажей. Визуальный язык становится фрагментарным и аллюзивным: египетские артефакты — не просто реквизит, а активные участники нарратива.

post

Смещение в сторону женского тела как медиума страха отражает не только поворот к психологической трактовке хоррора, характерной для времени, но и обострение темы памяти, наследия, связи между археологией и бессознательным. Женская фигура в этих фильмах часто оказывается связующим звеном между прошлым и настоящим, а египетская эстетика — визуальной формой возвращения вытесненного. Ритуальные украшения, кольца с символами, древние зеркала, кроваво-красные скарабеи — всё это возвращается как знаки, не поддающиеся расшифровке, но при этом влияющие на персонажей. Визуальный язык становится фрагментарным, египетские артефакты — не просто реквизит, а активные участники действия в фильме.

The Awakening, Майк Ньюэлл, Великобритания, 1980 г.

Тело мумии также видоизменяется. В Hammer-фильмах оно не мёртвое, а преувеличенно живое: мускулистое, агрессивное, подвижное. В женских реинкарнациях — наоборот, оно почти неподвижно, словно законсервировано, но изнутри него исходит угроза. На экране усиливается напряжение между визуальной красотой и потенциальным разрушением: мумия может быть привлекательной, но именно это делает её опасной. Визуальный код египетского страха здесь обретает черты двусмысленности — тела притягивают, но несут смерть.

Таким образом, 1960–1970-е годы становятся периодом персонализации и психологизации египетского ужаса. Страх выходит за пределы гробниц, чтобы поселиться в теле, в памяти, в доме. Египетская эстетика сохраняется, но её роль становится глубже: теперь это не просто визуальный стиль, а способ визуализировать тревогу утраты контроля — над телом, разумом, историей. И если раньше мумия была тем, кто приходит из прошлого, чтобы наказать, то теперь она — то, что уже живёт внутри.

1980–1990-е. Жанровый гибрид и переработка визуального кода

Период 1980–1990-х годов стал этапом жанрового размывания и переосмысления традиционных визуальных кодов египетского ужаса. Если в предыдущие десятилетия египетская тема использовалась преимущественно в рамках готического или мистического нарратива, то теперь она оказывается втянутой в более широкий спектр жанров — от подростковых приключений до трэш-хоррора и фантастического боевика. Это десятилетие не столько развивает эстетику египетского страха, сколько начинает её деконструировать, воспроизводить иронично или на вторичных уровнях.

[1], [2] — Dawn of the Mummy, Фрэнк Аграма, США, 1981 г.

Original size 3000x800

[1] — [3]: Dawn of the Mummy, Фрэнк Аграма, США, 1981 г.

Original size 800x520

Dawn of the Mummy, Фрэнк Аграма, США, 1981 г.

Символы Древнего Египта — пирамида, саркофаг, мумифицированное тело, скарабей — сохраняют своё место в визуальной культуре, но их смысл становится менее однозначным. В низкобюджетных хоррорах, часто производимых для видеопроката, они выступают не как священные знаки или объекты ритуала, а как условные триггеры сюжета. Образ мумии теряет свою медитативную, «ритуальную» инерцию, становясь скорее техническим приемом для создания очередного противника героя. Типичным примером является фильм Dawn of the Mummy (1981), в котором мумии представлены как гибрид зомби и древнего проклятия, а египетская гробница — как лишь декоративное обрамление для сцен насилия.

post

Однако более показательные сдвиги происходят на другом уровне — визуального языка. Теперь пирамида и саркофаг чаще появляются не в формате археологических интерьеров, а как элементы массовой и даже поп-культуры. Египетская эстетика становится узнаваемым, но опустошённым кодом: она уже не требует объяснения, а лишь служит ссылкой на «мистическое». Это видно и в подростковом кино — например, в The Monster Squad (1987), где мумия становится одним из стандартных монстров наряду с Дракулой и Франкенштейном. Такая манифестация демонстрирует, что египетский ужас закрепился в культурной памяти, но потерял часть своей тревожной энергии — теперь он доступен для ироничной игры.

Параллельно с этим происходит ещё одно важное изменение: перемещение египетской тематики в области, напрямую не связанные с хоррором. Телевидение, комиксы, компьютерные игры — всё чаще используют образы пирамид, анкхов, жрецов и проклятий не ради страха, а ради «приключенческого азарта». Это сказывается и на визуальном решении: египетские мотивы больше не изолированы в тёмных интерьерах, а становятся частью ярких, насыщенных цветом пространств, где визуальный комфорт превалирует над тревогой. Таким образом, происходят процессы десакрализации и жанровой нейтрализации образа мумии.

Original size 2993x1466

The Mummy Lives, Герри О’Хара, США, 1993 г.

Original size 3000x800

[1] — [3]: The Mummy Lives, Герри О’Хара, США, 1993 г.

В то же время, в рамках основного кинопроизводства остаются попытки вернуть египетской теме серьёзный визуальный вес. В фильме The Mummy Lives (1993) происходит частичный возврат к образу жреца-мстителя, но визуальная палитра, наивная актёрская игра и скромные декорации делают этот опыт скорее ностальгическим жестом, чем возрождением канона. Египет здесь — не как зона тревоги, а как театральная сцена: узнаваемая, эффектная, но не страшная.

Original size 1640x1300

The Mummy Lives, Герри О’Хара, США, 1993 г.

Тем не менее, именно в этот период закладывается предпосылка к следующей волне интереса. Через массовую переработку и упрощение египетские образы вновь попадают в широкое поле зрительского восприятия. Поколение 90-х вырастает с визуальной памятью о мумии — пусть не как страшном, но как важном культурном элементе. Это ощущение ироничной близости к древнему — «мумия, которую я видел в мультике» или «мумия из комедийного хоррора» — становится той визуальной инерцией, на фоне которой перезапуск «Мумии» в 1999 году окажется столь успешным.

Таким образом, 1980–1990-е годы можно охарактеризовать как переходный период: эпоху, в которой египетский страх превращается в цитату, а тревожное — в стилистическое. Мумия больше не страшит, она узнаётся. Пирамида не символизирует смерть, она — иконка. Тем не менее, именно через это «обесценивание» происходит подготовка почвы для нового витка — возвращения к архетипам страха, но уже с иными техническими и зрительскими ресурсами.

2000–2015. Псевдодокументальность и возвращение священного

Переход к новому тысячелетию ознаменован попыткой не только вернуть египетскую тематику в поле массового внимания, но и переосмыслить её с учётом современных визуальных и технологических практик. После десятилетия жанрового размывания в 1980–1990-е, египетская эстетика возвращается в центр медиа — теперь уже как элемент высокобюджетного приключенческого хоррора, насыщенного спецэффектами, масштабом и стремлением к реконструкции древнего ужаса в цифровую эпоху.

Original size 2993x1466

The Mummy, Стивен Соммерс, США, 1999 г.

Original size 800x520

The Mummy, Стивен Соммерс, США, 1999 г.

[1], [2] — The Mummy, Стивен Соммерс, США, 1999 г.

[1], [2] — The Mummy, Стивен Соммерс, США, 1999 г.

Фильм The Mummy (1999), хотя и вышел на стыке десятилетий, стал фундаментом для эстетики 2000-х. Он задаёт новый визуальный стандарт: CGI-образы Хамунаптры, жуки-скарабеи как автономные цифровые монстры, масштабные сцены разрушения храмов и библейских казней — всё это превращает Египет в арену катастрофического зрелища. При этом привычный образ мумии претерпевает значительные изменения. Имхотеп теперь не просто мститель, восставший из гробницы, а трагическая фигура, одушевлённая технологиями: его тело собирается из песка, пепла, плоти, — и это становится визуальной метафорой самой эпохи, в которой древнее существует через виртуальное.

Original size 0x0

The Mummy Returns, Стивен Соммерс, США, 2001 г.

[1], [2] — The Mummy Returns, Стивен Соммерс, США, 2001 г.

Original size 800x520

The Mummy Returns, Стивен Соммерс, США, 2001 г.

Фильм The Mummy Returns (2001) усиливает эти тенденции. Египетский код перестаёт быть фоном — он превращается в движущую силу сюжета и формата. Вторая часть франшизы внедряет мифологию на уровне полноценной цифровой мифосистемы: появляется армия Анубиса, магический браслет, визуализация загробного мира. Всё это оформлено с использованием CGI, что превращает египетскую тему в цифровую симуляцию страха. При этом визуальная природа ужаса уже не тяготеет к темноте или саспенсу — она ярка, быстра, насыщена цветом. Хоррор растворяется в экшене, но не исчезает — он присутствует в элементах: иероглифы, ожившие мумии, заживо мумифицированные тела, антураж затопленных храмов и лабиринтов.

Original size 2993x1466

The Pyramid, Грегори Левассёр, США, 2014 г.

[1], [2] — The Pyramid, Грегори Левассёр, США, 2014 г.

Тем не менее, в середине 2000-х происходит ещё один сдвиг — появление независимого и псевдодокументального египетского ужаса, в котором тревога возвращается в более аскетичной, камерной форме. Примером этого становится фильм The Pyramid (2014), в котором египетская пирамида вновь становится ловушкой, но теперь подана через оптику found footage и минимализма. Визуальный язык здесь ориентирован не на зрелищность, а на клаустрофобию: узкие коридоры, приглушённое освещение, неустойчивая камера, случайно заснятые фрагменты стен и тел. Египет предстает как древняя тюрьма, построенная для содержания разгневанного бога. Образ Анубиса получает здесь телесную форму, выступая не как концепт, а как чудовище, чьи действия напрямую связаны с ритуалами смерти. Это возвращает древним мифам элемент ритуальной угрозы — страха, передаваемого не через декорации, а через структуру кадра и отсутствие стабильного взгляда.

Original size 800x520

The Mummy Returns, Стивен Соммерс, США, 2001 г.

Характерно, что в этих фильмах исчезает фигура учёного-археолога как центра сознания. Герои уже не интерпретируют, а реагируют. Их знание оказывается бессильным, а египетская символика — не столько таинственной, сколько безжалостной. Так, свитки, изображения, статуи и надписи становятся не просто элементами экспозиции, а функциональными медиаторами угрозы. Их визуальное присутствие запускает механизм страха: герои их читают, трогают, игнорируют — и тем самым вызывают цепочку событий, ведущую к катастрофе. Это возвращает зрителя к логике тревожного, изложенной ещё в классических фильмах Universal, но теперь она переформатирована под условия цифрового пространства и постмодернистской культуры.

Таким образом, в период 2000–2015 годов египетская тематика одновременно развивается в двух направлениях. С одной стороны — это фантазия, где мумия превращается в симпатичного (или трагического) цифрового монстра в эстетике Голливуда. С другой — это эстетика подавленного, в которой древний страх возвращается в форматах сжатого пространства, псевдореализма и тактильной тревоги. И в том, и в другом случае Египет сохраняет свою статусность: он остаётся не просто фоном, а особой визуальной формой репрезентации запретного. Возвращение к священному здесь происходит через технологию — зрелищную или стилизованно реалистичную. Так египетская эстетика продолжает своё движение в кинематографе: от символа архаического ужаса к универсальному коду тревожного.

Заключение

Проведённое исследование позволило проследить, как визуальные коды Древнего Египта — саркофаг, мумия, пирамида, жрец, иероглиф, скарабей — сформировали устойчивый пласт эстетики тревожного в кинематографе XX–XXI века. Через хронологический анализ удалось выявить, как эти образы трансформировались от романтической экзотики и готического страха до цифровой симуляции угрозы и псевдореалистичного тревожного опыта.

С 1930-х годов египетская эстетика прочно закрепилась в жанре ужасов. Начиная как элемент готического хоррора, она постепенно эволюционировала в цифровую форму зрелищного и психологического страха. Египетский код адаптировался к различным визуальным форматам — от классических студийных фильмов до CGI-блокбастеров и found-footage триллеров.

Гипотеза исследования была подтверждена: египетские визуальные коды действительно стали не просто жанровыми элементами, а устойчивыми символами тревоги в кино. Эти образы — мумии, пирамиды, саркофаги, иероглифы — работают как узнаваемые знаки страха, независимо от сюжета или формата фильма. Египетская эстетика давно вышла за рамки исторического контекста — теперь это универсальный визуальный язык, с помощью которого кино говорит о смерти, запретном и неизведанном.

Bibliography
Show
1.

Smith, D. Unearthed Horrors: The Cultural Afterlife of Egyptology in Horror Cinema / D. Smith // Cinema and History Journal. — 2009. — № 12. — С. 113–128.

2.

Rigby, J. English Gothic: Classic Horror Cinema 1897–2015 / J. Rigby. — London: Signum Books, 2015. — 432 с.

3.

Tudor, A. Monsters and Mad Scientists: A Cultural History of the Horror Movie / A. Tudor. — Oxford: Blackwell Publishing, 1989. — 235 с.

4.

Колавито, Дж. Знание страха: наука, знание и развитие жанра ужасов / Дж. Колавито. — Jefferson: McFarland & Company, 2008. — 245 с. (Colavito, Jason. Knowing Fear: Science, Knowledge and the Development of the Horror Genre. McFarland, 2008.)

5.

Blood from the Mummy’s Tomb [Электронный ресурс] // Wikipedia. Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/Blood_from_the_Mummy%27s_Tomb (дата обращения: 20.05.2025).

6.

The Mummy (1959 film) [Электронный ресурс] // Wikipedia. Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/The_Mummy_(1959_film) (дата обращения: 20.05.2025).

7.

The Awakening (1980 film) [Электронный ресурс] // Wikipedia. Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/The_Awakening_(1980_film) (дата обращения: 20.05.2025).

8.

Dawn of the Mummy [Электронный ресурс] // Wikipedia. Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/Dawn_of_the_Mummy (дата обращения: 20.05.2025).

9.

The Monster Squad [Электронный ресурс] // Wikipedia. Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/The_Monster_Squad (дата обращения: 20.05.2025).

10.

The Mummy Lives [Электронный ресурс] // Wikipedia. Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/The_Mummy_Lives (дата обращения: 20.05.2025).

11.

The Mummy (1999 film) [Электронный ресурс] // Wikipedia. Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/The_Mummy_(1999_film) (дата обращения: 20.05.2025).

12.

The Mummy Returns [Электронный ресурс] // Wikipedia. Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/The_Mummy_Returns (дата обращения: 20.05.2025).

13.

The Pyramid (2014 film) [Электронный ресурс] // Wikipedia. Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/The_Pyramid_(2014_film) (дата обращения: 20.05.2025).

Image sources
Show
1.

Клеопатра (1899 г.), Жорж Мельес. [Ссылка на источник]: https://www.film.ru/movies/kleopatra-1 (дата обращения: 20.05.2025).

2.

Мумия (1911 г.), Альбер Капеллани. [Ссылка на источник]: https://ru.wikipedia.org/wiki/Мумия_(фильм, _1911) (дата обращения: 20.05.2025).

3.

Die Augen der Mumie Ma (1918 г.), Эрнста Любич. [Ссылка на источник]: https://www.youtube.com/watch?v=BBAzGk94FM0 (дата обращения: 20.05.2025).

4.

Die Augen der Mumie Ma (1918 г.), Эрнста Любич. [Ссылка на источник]: https://ru.wikipedia.org/wiki/Глаза_мумии_Ма (дата обращения: 20.05.2025).

5.

Мумия (фильм, 1932) [Электронный ресурс] // Википедия — свободная энциклопедия. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Мумия_(фильм, _1932) (дата обращения: 20.05.2025).

6.

The Mummy’s Hand [Электронный ресурс] // Wikipedia. Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/The_Mummy%27s_Hand (дата обращения: 20.05.2025).

7.

The Mummy’s Tomb [Электронный ресурс] // Wikipedia. Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/The_Mummy%27s_Tomb (дата обращения: 20.05.2025).

8.

The Mummy’s Ghost [Электронный ресурс] // Wikipedia. Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/The_Mummy%27s_Ghost (дата обращения: 20.05.2025).

9.

The Mummy’s Curse [Электронный ресурс] // Wikipedia. Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/The_Mummy%27s_Curse (дата обращения: 20.05.2025).

10.

The Mummy (1932) — Полная версия фильма [Электронный ресурс] // OK.RU — Одноклассники. Режим доступа: https://m.ok.ru/video/340972604067 (дата обращения: 20.05.2025).

11.

The Mummy (1959) — Полная версия фильма [Электронный ресурс] // OK.RU — Одноклассники. Режим доступа: https://m.ok.ru/video/6734516128387 (дата обращения: 20.05.2025).

12.

Мумия (фильм, 1959) [Электронный ресурс] // Википедия — свободная энциклопедия. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Мумия_(фильм, _1959) (дата обращения: 20.05.2025).

13.

Blood from the Mummy’s Tomb [Электронный ресурс] // Wikipedia. Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/Blood_from_the_Mummy%27s_Tomb (дата обращения: 20.05.2025).

14.

Blood from the Mummy’s Tomb (1971) — Фрагмент фильма [Электронный ресурс] // OK.RU — Одноклассники. Режим доступа: https://m.ok.ru/video/2342967053053 (дата обращения: 20.05.2025).

15.

The Awakening (1980 film) [Электронный ресурс] // Wikipedia. Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/The_Awakening_(1980_film) (дата обращения: 20.05.2025).

16.

Dawn of the Mummy (1981) — Полный фильм [Электронный ресурс] // YouTube. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=rPa84gxbVwg (дата обращения: 20.05.2025).

17.

Dawn of the Mummy [Электронный ресурс] // Wikipedia. Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/Dawn_of_the_Mummy (дата обращения: 20.05.2025).

18.

The Monster Squad [Электронный ресурс] // Wikipedia. Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/The_Monster_Squad (дата обращения: 20.05.2025).

19.

The Monster Squad (1987) — Полный фильм [Электронный ресурс] // OK.RU — Одноклассники. Режим доступа: https://m.ok.ru/video/1172064176855 (дата обращения: 20.05.2025).

20.

Мумия жива (фильм, 1993) [Электронный ресурс] // Википедия — свободная энциклопедия. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Мумия_жива (дата обращения: 20.05.2025).

21.

The Mummy (1999 film) [Электронный ресурс] // Wikipedia. Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/The_Mummy_(1999_film) (дата обращения: 20.05.2025).

22.

The Mummy Returns [Электронный ресурс] // Wikipedia. Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/The_Mummy_Returns (дата обращения: 20.05.2025).

23.

The Pyramid (2014 film) [Электронный ресурс] // Wikipedia. Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/The_Pyramid_(2014_film) (дата обращения: 20.05.2025).

24.

The Mummy (1999) — Полный фильм [Электронный ресурс] // VK Video. Режим доступа: https://vkvideo.ru/video-220018529_456239909 (дата обращения: 20.05.2025).

25.

The Pyramid (2014) — Полный фильм [Электронный ресурс] // VK Video. Режим доступа: https://vkvideo.ru/video-227731617_456239133 (дата обращения: 20.05.2025).

Проклятие фараона
6