Original size 1140x1600

Майнкрафт — наследие модернизма и будущее архитектуры

PROTECT STATUS: not protected
2744
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Задача этого исследования — показать, почему Майнкрафт это не просто игра для детей, а полноценное художественное высказывание, которое имеет глубокую связь с искусством 20 века.

Майнкрафт — это компьютерная игра в жанре песочницы, созданная шведским программистом Маркусом Перссоном в 2009 году. За 13 лет существования она успела завоевать более 500 млн. игроков. На протяжении всего этого времени Майнкрафт лидирует среди игр по поисковым запросам.

Мы проанализируем культурный контекст Майнкрафта, а после посмотрим, почему он открывает новый взгляд на то, как должен выглядеть окружающий нас мир.

Визуальный мир Майнкрафта

Визуал Майнкрафта представляет собой радикальное упрощение. Все предметы — горы, реки, деревья, дома, животные и персонажи — состоят из кубов. Этот язык идеально масштабируется, позволяя создавать миры, которые не имеют границ.

Широкая аудитория увидела Майнкрафт в 2011 году. Тогда каждый год выходили все более реалистичные игры. Однако Майнкрафт пошел по другому пути. Из-за этого ему пророчили провал, но вместо этого он стал самой популярной игрой в мире.

Как Майнкрафт так точно попал в ожидания аудитории? Ответ можно найти в искусстве модернизма. Мы пройдем путь от Сезанна к Кубизму, от Кубизма к Баухаусу, а затем рассмотрим Минимализм и увидим, как логика каждого течения находит свое отражение в Майнкрафте. После мы перейдем к тому, где Майнкрафт находит свое место в современном культурном контексте и как он помогает архитектору проектировать районы и города.

Сезанн

Очень смело утверждать, что без Сезанна не было бы Майнкрафта, однако этот живописец запустил такие механизмы в Европейском искусстве, благодаря которым он стал возможен.

Сезанн руководствовался одной простой идеей — представить мир объективно. Программное заявление его искусства — «Трактуйте природу посредством цилиндра, шара и конуса» — хорошо встраивается в логику Майнкрафта.

Сезанн пытался структурировать свои ощущения вводя в живопись модуль, в его случае — особый мазок, упорядочивающий пространство картины. В Майнкрафте тоже есть этот модуль — куб. Из-за этого пейзажи Сезанна и графика Майнкрафта имеют определенное родство.

Original size 2133x833

«Гора Сент-Виктуар» написанная Польем Сезанном в 1904 г. и скриншот из Майнкрафта

Original size 2133x785

«Крыши. Равнина в Провансе» написанная Полем Сезанном в 1885 г. и пейзаж из Майнкрафта

Original size 2133x839

Горы в Провансе, Поль Сезанн, 1890 и скриншот из Майнкрафта

Кубизм

Кубизм возник примерно в 1907 году, под воздействием геометричности африканской скульптуры и живописи Сезанна. Пикассо говорил, что кубизм это «искусство, имеющее дело прежде всего с формами, и когда форма реализуется, она начинает жить своей собственной жизнью».

Тоже самое можно сказать и про Майнкрафт, где геометризированная форма, которая на первый взгляд может показаться излишне формальной, обретает органическую силу и живет собственной жизнью, образуя законченную систему в рамках игры.

В 1907 году вдохновением Пикассо служили африканские скульптуры, поэтому стоит начать повествование о влиянии кубизма на Майнкрафт именно с них.

Original size 2127x917

Подголовник, культура Балуба, Конец 19 — начало 20 века и верблюд из Майнкрафта

Original size 1749x983

Скульптура девочки. Аку аба. Культура Фанти. Начало 20 века. Эндермен из Майнкрафта

Сходство африканской скульптуры с графикой Майнкрафта говорит о том, что в нем реализованы общечеловеческие принципы визуального восприятия.

Original size 2130x989

Пикассо. Женщина с веером. 1907 год. Стив (базовый игровой персонаж)

В картине «Женщина с веером» видно, как Пикассо интерпретировал пластику Африканской скульптуры. Формообразование в картине Пикассо и в Майнкрафте схоже.

Original size 2133x785

Пикассо. Кирпичный завод в Тортосе. 1907. Деревня в Майнкрафте

Original size 2133x972

Жорж Брак. Дома в Эстаке. 1908. Скриншот из Майнкрафта

Original size 2133x980

Жан Метценже, Купальщицы, 1912 г. Скриншот из Майнкрафта

Original size 2133x1067

Портрет мужчины. Хуан Грис. 1923. Портрет Стива, Майнкрафт.

Баухаус

Многие принципы Майнкрафта согласуются с программными заявлениями Баухауса. Декоративные элементы в обоих системах решительно отвергаются (многие из них невозможно воспроизвести в Майнкрафте, в силу логики игры), зато конструктивные решения не скрываются, а выставляются напоказ.

Во всем подчеркивается красота чистых форм. Йоханнес Иттен, преподаватель Баухауса, говорил: «Чтобы развить чувство единства форм, я давал шрифтовые упражнения… используя принципы квадрата, треугольника или круга». Это заявление родственно и принципу Сезанна, и конструктивной логике Майнкрафта.

Схожесть языка Майнкрафта и Баухауса доказывается тем, что методы Майнкрафта позволяют сделать практически точную копию здания школы, для которой не требуются обобщения и условности. Наверное, поэтому игроки часто воспроизводят модернистские здания в Майнкрафте.

Original size 2133x703

Здание Баухауса в Дессау. Вальтер Гропиус 1928 год. Копия здания в Майнкрафте, автор неизвестен

Original size 2133x897

Дом Фарнсуорт в Иллинойсе, Людвиг Мис ван дер Роэ, США (1945–1951). Копия здания в Майнкрафте, Автор: Arqui Blend, 2020 г.

Original size 2133x594

Вилла E-1027, Эйлин Грей, 1930. Вольная копия в Майнкрафте, автор неизвестен

Original size 6047x2022

Шахматы Джозефа Хартвига, 1923—1924. Шахматы в Майнкрафте, автор неизвестен

Шахматы Хартвига имеют четко выявленную конструкцию. Шахматы в Майнкрафте хоть и не являются их копией, но по ним видно, что в процессе их строительства Майнкрафт подталкивал игрока к структурному мышлению.

Original size 2133x890

Чарльз и Рэй Имзы, стеллаж, 1946-1950. Блоки полок в Майнкрафте

В стеллаже конструкция четко выявлена. Полки в Майнкрафте тоже представляют собой конструктор. Из отдельных блоков можно собрать любую конфигурацию.

Минимализм

Минимализм логически вытекает из поисков конструктивистов и продолжает эту линию искусства. Отказ от всего напускного и сосредоточение на сути произведения высвободили художественную смелость. Теперь несколько кубов могли являться произведением искусства, а значит приобретали большую значимость.

Самодостаточность геометрических форм можно обнаружить и в Майнкрафте, где они определяют порядок игрового мира.

Original size 2133x1067

Дэвид Смит, Cubi XX, 1964. Стив, Майнкрафт

Хотя Дэвид Смит и не являтся минималистом, есть мнение, что его творчество является предтечей этого направления. Скульптуры из серии «Cubi» обладают интересным свойством: они балансируют на грани фигуративного и абстрактного.

Original size 2133x766

Дэвид Смитт, 1965, Cubi XXVI. Стив бежит, Майнкрафт

Скульптуры Дэвида Смита доказывают самодостаточность геометрических форм не только в конструктивной, но и в экспрессивной эстетике, что тоже важно для Майнкрафта.

По словам Джадда его работы это «простое выражение сложной мысли». Фиксация этого художника на простых формах и придание им значимости повлияло на Майнкрафт, авторы которого решили сделать из них целый мир.

Original size 2133x700

Дональд Джадд, Оцинкованное железо, 1973 г. Майнкрафт, 4 блока

21 век

В 21-м веке крупные культурные институции разглядели художественную значимость Майнкрафта. У музея Тейт и Центра Помпиду появились программы с использованием игры, а MOMA включил её в свою коллекцию. Архитекторы повсеместно вдохновляются Майнкрафтом.

Шведское Бюро «Equator» в 2013 году даже объявило конкурс на проектирование улицы в Майнкрафте. На сервере можно было предложить варианты того, какой игроки хотели бы видеть улицу в 2023 году. Это открыло новые возможности использования игры, как инструмента для контакта архитектора с пользователем. Такой подход к проектированию может изменить облик наших городов.

Архитектор Бьярке Ингельс строит жилые комплексы с ярко выраженной конструкцией. Каждый куб в здании — одна квартира. Их распределение очень схоже с логикой Майнкрафта.

Original size 2133x692

VIA 57 West, Нью-Йорк, Бюро BIG (Bjarke Ingels Group), 2016 г. Логика расположения блоков в Майнкрафте

Временный павильон галереи «Serpentine» сложен из полых кубиков. Их распределение также вписывается в логику Майнкрафта. Это обсуждалось в прессе, а сам архитектор выложил пост с павильоном с хештегом #minecraft.

Original size 2133x695

Павильон галереи Serpentine, Бюро BIG (Bjarke Ingels Group), 2016 г. Вольная копия павильона в Майнкрафте

Галерея «Tate» вступила в коллаборацию со студией «Mojand», чтобы создать локации, вдохновленные картинами из коллекции музея. Игроки до сих пор могут «побывать» в знаменитых произведениях.

Original size 2133x698

Лондонская гавань, 1906 г., Андре Дерен. Пространство в Майнкрафте по картине.

Original size 2133x1067

Кристофер Р. В. Невинсон, 1920, «Душа бездушного города». Пространство по картине в Майнкрафте

Кунгсброплан — это открытое пространство в Стокгольме. Архитектурное бюро «Equator» в 2013 году запустило соревнование, которое проводилось в Майнкрафте. В ходе него каждый игрок мог предложить свой вариант перепланировки этой улицы, который мог быть рассмотрен к 2023 году в рамках архитектурного проекта.

Original size 2133x698

Фото Кунгсброплана. Копия улицы в Майнкрафте

Заключение

В этом исследовании мы рассмотрели то, как Майнкрафт соотносится с течениями искусства 20-го века. Думаю, мне удалось продемонстрировать родство принципов, которые перекочевали из высокого искусства в Майнкрафт, продукт поп-культуры. Есть мнение, что такие заимствования опошляют настоящее искусство, однако мне кажется, что это не так. Напротив, в культуре происходит процесс взаимообмена и обогащения.

В 20-м веке Вальтер Гропиус мечтал о создании Gesamtkunstwerk — «великого универсального произведения искусства», в котором бы сочетались конструктивное мышление, живопись, скульптура, архитектура и социальные дисциплины.

В каком-то смысле Майнкрафт удовлетворяет этим требованиям. Он соединяет людей, учит их мыслить конструктивно и подталкивает к созиданию. Инициативы некоторых архитектурных агентств дают надежду, что Майнкрафт станет ступенью на пути к плодотворному сотрудничеству профессионалов и пользователей, которое позволит сделать наш мир комфортнее, удобнее и демократичнее.

Майнкрафт — наследие модернизма и будущее архитектуры
2744