Original size 1140x1600

Рефлексия через цвет и композицию в автобиографическом комиксе

60
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
big
Original size 1474x177

Рефлексия — это способность сознательно обращать внимание на свои мысли, эмоции и поведение, оценивать принятые решения и перспективы, обрабатывать свои чувства и триггеры, которыми они были вызваны. Рефлексия — это процесс, который каждый человек реализует по-своему. Кому-то хватает пары минут мыслей о себе и своей жизни перед сном, кто-то размышляет утром за чашечкой кофе, некоторые обращаются за помощью в этом вопросе к специалистам, а люди, которые развили этот навык, могут самостоятельно и сознательно реализовать его, мысленно…или не только мысленно?

В зависимости от типа восприятия, человек может прибегать к какой-либо деятельности, которая разгружает разум. Многие, в тяжелые времена, находят себя в какой-либо новой сфере, помогающей систематизировать мысли, расставить приоритеты, порой признаться себя в чем-то и смириться с этим.

Разум коварен, он запутывает нас, порой нагнетает, не давая взглянуть на собственную историю со стороны.

Я обратила внимание, что нередко автобиографические комиксы являются откровением о тяжести, которую человек нес или несет через свою жизнь, поэтому логично полагать, что автобиографический комикс является одним из способов рефлексии.

Однако какими методами рефлексии сознательно или бессознательно орудует комиксист, через что выражаются процессы систематизации мыслей? Кроме очевидного отражения мыслей в иллюстрациях, визуально это также реализуется через две вещи: композицию и цвет (или контраст черного и белого, если комикс не цветной). Композиция и цвет, то как они могут работать вместе или по отдельно, разнятся от автора к автору.

Автобиографический комикс — это одно форм деятельности такого характера. Личный опыт некоторых людей показывает, что чтобы справится с эмоциональными трудностями, расставить все по полочкам — необходимо выговорится или выразить свои мысли в действии или на бумаге.

Этими приемами комиксист может раскрыть свою работу на интуитивном уровне, показать то, что не пропишешь текстом и не изобразишь понятной для восприятия иллюстрацией.

Порой, чтобы понять себя, нужно стараться понять других, поэтому цель данного визуального исследования — шире рассмотреть тему рефлексии через цвет и композицию на примере ярких представителей автобиографических комиксом, выявить закономерности и системы использования двух эти приемов, а также установить связь между ними и повествованием автора/авторов, для наглядного рассмотрения работы композиции и цвета в контексте рефлексии.

Исследование построено по принципу логического и аналитического подхода, постепенно погружающего глубже в тему и метариал.

Прежде чем говорить по предмету темы, в работе подробно разбирается автобиографический комикс, как жанр и важные нюансы для дальнейшего понимания. Далее подробнее рассматриваются приемы, в призме которых анализируются выбранные автобиографические комиксы: композиция и цвет. Объясняется с какой точки зрения были выбраны именно эти составляющие визуального языка.

Основную часть проекта занимает исследование 4 автобиографических комиксов. Во внимание берется личность комиксиста, сама история и репрезентация его работы с точки зрения композиции и цвета, как инструментов рефлексии. Так как каждый человек мыслит по-своему и проживает эмоции уникально, каждый выбранный комикс разбирается отденльно. Выбранные 4 автобиографические комиксы отражают разного рода переживания и в совокупности раскрывают тему исследования с нескольких сторон.

В заключении иллюстрируется мой взгляд, как автора исследования, и подводится итог.

Original size 1474x177

Автобиографический комикс (автобио или графические мемуары) — это автобиография в форме комиксов. Жанр примечателен отличием от своей письменной, не графической версии, в вопросе достоверности и цели создании.

Original size 1476x280

Автобиография подразумевает описание реальных событий из жизни, однако подход к данному жанру с точки зрения комикса смещает фокус приоритета. Достоверное изображение событий является не столь важным, сколько достоверное иллюстрирование чувств, ведь увиденное зачастую можно описать словами, а эмоциональный опыт гораздо легче показать на бумаге.

Исходя из этого нюанса, возникает понимание, что графическое изображение собственной жизни подкреплено скорее эмоциональной и чувственной памятью, нежели фактической. Задействуются бессознательные ассоциации, метафоры, органы чувств.

Original size 1884x1280
Original size 1476x280

Вопрос Достоверности автобиографического комикса рождает названый мной «феномен комиксов в данном жанре». Большинство таких работ существуют, как отдельный визуальный мир прожитых эмоций, передать которые можно как полноценной иллюстрацией, так и композиционным решением или цветовым языком. Некоторые авторы используют приемы композиции и цвета сознательно, но для кого-то это становится откровением, в котором комиксист позволяет себе признать прожитый опыт, принять его, отображая все по наитию на бумаге.

Original size 1476x177

Композиция — это расположение и соотношение элементов, которое заставляет их работать вместе и влияет на восприятие зрителя.

Но как композиция может работать в ключе рефлексии? Важно понимать, чем именно является композиция в контексте комикса. Само самой в общем смысле это расположением панелей и сюжетов внутри них, но в более детальном рассмотрении можно поделить принцип построение элементов на листе, как взаимодействие двух категорий: панелей (рамочек) и того, что находится внутри. Находящееся внутри — это сознательное изображение вещей, в то время, как композиция самих кадров строится исходя из более глубоких и вдумчивых ощущений автора. Панелей может быть невероятно много на одной страницы, а может быть и всего одна, они могут быть построены симметрично и наоборот — рамок порой может и вовсе не быть — и это те вещи, которые важно подвергать анализу, ведь их оформление едва ли может быть случайным.

Цвет

Цвет или его отсутствие также не бывает случайностью, если мы говорим об изобразительном искусстве. Человек имеет огромный ассоциативный ряд между всеми органами чувств. День недели Четверг — зеленый и голубой, как и цифра 4 или 6 — простой пример, который конечно не является случайностью и не для всех справедлив, однако это тот факт, который наводит на мысль, что цвет и приемы, в которых он может работать, несомненно играют роль в характере рефлексии путем создания автобиографического комикса.

Original size 1476x490

ОБ АВТОРЕ

Тилли Уолден — американская художница-карикатурист, опубликовавшая пять графических романов и веб-комикс. Она выросла в Нью-Джерси, но ее взросле- ние и становление прошло в Остине, штат Техас, на тот момент фигурное ка- тание занимало огромный пласт ее жизни. Уолден была конкурентоспособной фигуристкой, о чем в будущем расскажет непосредственно в комиксе «Пируэт» 2017. За него, уже в 2018, автор получит премию Эйснера, как за лучший графи- ческий роман, основанный на реальных событиях. Это сделает ее одной из самых молодых лауреаток данной награды в истории.

Композиция

О композиции в работе Тилли Уолден имеет смысл говорить, если мы хотим лучше понять закономерность динамики и характер восприятия автором пережитых событий. Тилли Уолден очень смело работает именно с масштабом панелек, в «Пируэте» достаточно большой разбор типовых разворотов, построенных за счет ритма размерностей.

Более рутинные и полные мелких действий моменты, которые при этом важны для сохранения атмосферы и повествования, она помещает в блок маленькими панельками. Обратная ситуация с тем, что ощущается автором более значимо и ярко.

Original size 1267x1790

«Пируэт» Тилли Уолден

(Выход на каток. Первый каток, в родном городе, в периоде, когда автор еще была влюблена в фигурное катание.)

Original size 1884x1280

«Пируэт» Тилли Уолден

(Ежедневные эпизоды раннего подъема и утренней рутины, повторяющейся изо дня в день.)

Работы с явной асимметрией встречаются в автобиографическом комиксе «Пируэт» редко, но не просто так. Как правило, на таких разворотах ничего не происходит — это не конкретные события, это обобщение чего-либо прожитого. В таких разворотах много воздуха, текст свободен. Тилли Уолден резко запрещает заметки, которые уже успела обдумать, и от этого они так легко оставляют на страницах, как и иллюстрации без рамок.

Original size 1884x1280

«Пируэт» Тилли Уолден

Цвет

Original size 1884x1363

«Пируэт» Тилли Уолден

Тилли Уолден самостоятельно оставляет для читателя заметку-маркер, которая обращает внимание на то, что цвета во всем комиксе не случайны.

Закономерности цвета прослеживались мной на протяжении всего чтения. Эта система не ограничена четкой ролью каждого оттенка — разные сочетания тоже придают характер эмоций.

Отношения цвета и контраста, заполненности и воздуха — очень грамотно указывают читателю, что и как в моменте важно в плане чувств, в образе события.

Original size 1884x1280

«Пируэт» Тилли Уолден (Желтый)

Желтый — что-то важное, переломное.

Original size 4007x2528

«Пируэт» Тилли Уолден (Слева — Белый, Справа — Черный)

Белый/воздух — одиночество, пустота.

Темно-синий — Тревога, тяжесть, рутина, что-то беспокойное.

Original size 1884x2612

«Пируэт» Тилли Уолден (Сверху — Желтый/Белый, Снизу Желтый/Черный)

Сочетание Белого и Желтым — радостные важные моменты.

Сочетание Черного и Желтым — ранящие переломные моменты.

Original size 1476x177

Анализ комикса «Пируэт» не случайно находится в исследовании первым. Это первая работа Тилли Уолден, и в ней она, как автор, не проживает глубокие травмы или жизненную трагедию. Она проживает то, что скорее знакомо большому кругу аудитории. В ее комиксе нет частых сопровождающих события комментариев, акцент усиленно сделан на композицию кадров и систему ограниченной палитры.

Уолден сама маркирует события оттенками эмоций, чтобы вспомнить не как было, а как она это чувствовала. Чтобы разложить все от начал и до конца. (информация взята из ее примечания в конце комикса) И приемы композиции и цвета помогают ей в этом.

Original size 1884x1280

«Пируэт» Тилли Уолден

Original size 1476x490

ОБ АВТОРЕ

Крейг Томпсон — американский художник комиксов и графический романист, наиболее известный своим автобиографическим графическим романом «Одеяла» («Blankets»). Родился 21 сентября 1975 года в городе Гейлсбург, штат Висконсин, США. Томпсон вырос в религиозной семье, что значительно повлияло на его творчество и темы, которые он затрагивает в своих работах.

Композиция

Авторский стиль Крейга Томсон привлекает внимание детальной карикатурной иллюстрацией и высокой значимостью контраста. Расположение панелек выглядит не столь системным, как, к примеру, в работе Тилли Уолден, однако закономерности существуют.

Original size 1884x1280

«Одеяла» Крейг Томсон

Состоят эти закономерности как минимум в том, что значимые события занимают на листе больше места, им посвящается больше времени автора, больше деталей, окунающих в атмосферу и время, пережитое комиксистом.

Остальное описание жизни изображается Крейгом Томсоном либо в виде симметричных композиций (которые отсылают не к строгости и излишней правидности происходящего, а скорее к спокойствию и стабильности), либо асимметричных.

Original size 2504x1280

«Одеяла» Крейг Томсон

Асимметрично автор изображает ситуации эмоционального или физического напряжения, когда герой чувствует сомнения, неуверенность, сжатость. Рамки гнутся, становятся текстурными. Кадры отсоединяются друг от друга или наоборот, смещая границы. Это не про ощущение свободы, как было у Тилли Уолден, это про неспокойствие, нарушенный баланс.

Черно-белое

Original size 1884x1280

«Одеяла» Крейг Томсон

Томсон не работает с цветом. Даже серого в его работе толком нет, он мелькает лишь как полутон от прозрачного черного. Однако этого черного достаточно, чтобы в моменте сыграть в игру вместе с композицией. Темный фон в некоторых кадрах образует своеобразную «коробку», внутри которой находится главный герой, в лице комиксиста, который напротив изображен контрастно — на белом фоне.

Да, в комиксе нет цвета, сигнализирующего переживания автора, но даже при работе со светом и тенью можно наглядно продемонстрировать, как даже будничное «опоздание брата» в совокупности может «сдавливать».

Original size 2504x2562

«Одеяла» Крейг Томсон

Крейг Томсон очень насыщенно орудует текстурами, что делает страницы его комикса в большей части темными, однако многое меняется с появлением в истории девушки, в которую он влюбляется. Разворотов с воздухом становится ощутимо больше. Даже там, где воздух, по логике прошлых глав, автор до этого не добавлял, растягивая волнующие его моменты во весь разворот, появляется пространство, белый, умиротворенный простор.

Original size 1476x177

Анализ второго выбранного мной автобиографического комикса наводит на рассуждения, что, изображая свою жизнь, авторы могут использовать одни и те же приемы, но наделять их при этом разными оттенками, противоположными друг другу. В этом и считывается, как такие приемы, как композиция и цвет, могут помогать комиксистам визуально давать характер какой-либо ситуации не настолько прямо, не настолько очевидно, но цельно на протяжении всего комикса и очень по-своему.

Томсон сплетает композицию, цвет и насыщенную иллюстрацию воедино, где-то соединяет эти элементы в одно целое, чтобы цельнее передать ощущения, образ не столько системы своих воспоминаний, сколько общее, вдумчивое впечатление о событиях детства.

Original size 1476x490

ОБ АВТОРЕ

Элисон Бекдел, автор комикса «Веселый дом», является известной американской комиксисткой и графической новеллисткой, чьи работы оказали значительное влияние на культуру и общественные дискуссии. Она родилась 10 сентября 1960 года в Лок-Хейвене, штат Пенсильвания. Бекдел стала известной благодаря своему культовому комиксу «Dykes to Watch Out For», который публиковался с 1983 по 2008 год и представил так называемый «тест Бекдел» для оценки гендерного равенства в фильмах​.

Композиция

Веселый дом один из немногих комиксов, где композиционное разнообразие достаточное узкое и не имеет достаточно выраженного характера. Все развороты чем-то похожи друг на друга, содержат панельки и отдельные блоки текста, являющиеся живым рассуждением и осмыслением происходящего. Композиция меняется не в зависимости от цели или образа события, а от того, как много Элисон Бекдел хочет сказать о конкретном эпизоде (из-за чего иллюстрация уменьшается или увеличивается в высоту, оставляя место тексту).

В ее работе делается очевидный акцент на комментарии вне кадров, подкрепленные изображением с нужной интонацией.

Original size 2358x1232

«Веселый дом» Элисон Бекдел

Как правило, в комиксе есть два типа страниц. Первый — это типовые покадровые рассказы, а второй — это полноценные иллюстрации во весь разворот.

Original size 2108x1530

«Веселый дом» Элисон Бекдел

Однако Элисон Бекдел достаточно интересно выделяет один из ключевых моментов своей истории. Маленькие панельки, единый размер, отсутствие комментариев в привычном формате — просто диалог с отцом, как он есть. Это приводит к мысли, что этот эпизод ее истории один из немногих, которые ей до сих пор нелегко осмыслить, а может быть наоборот, он не нуждается в лишних словах, ведь в остальном автор с достаточным принятием и спокойствием повествует обо всем очень подробно.

Здесь же акцент смещается.

Цвет

Original size 5262x2960

«Веселый дом» Элисон Бекдел

Цвет также не является инструментом, которым Элисон Бекдел активно орудует. Основный цвет гоубой — спокойный, размеренный, как и темп ее повествования. Изредка мелькают пятна контраста черного цвета, созданные будто из эстетических целей. Отличаются лишь страницы между главами, но в этом заложен смысл отделения разделов комикса друг от друг. Потому подтекста эмоционального в этом нет.

Original size 1476x177

Комикс «Веселый дом» отличается от классической автобиографической истории своей зрелостью. Автор проживает нелегкие события своей жизни через вдумчивость и долгие нарративные рассуждения, что выражено в обилие текста. Композиция и цвет работают, как стабильный однообразный прием, выдерживающий тональность, с которой автор изображает свою автобиографию, проанализировав каждый их аспектов своей жизни словно заранее.

Original size 1476x490

ОБ АВТОРАХ

Комикс «Это птица» был создан Стивеном Т. Сиглом и иллюстратором Тедди Кристиансеном. Стивен Т. Сигл — известный писатель комиксов, сценарист и продюсер. Он также является одним из основателей творческой команды Man of Action, известной своими проектами для Marvel и Disney, такими как «Ben 10» и «Big Hero 6"​.

Композиция

Original size 1884x1430

«Это птица…» Стивен Т. Сигл и Тедди Кристиансен

Комикс, пропитанный конфликтом, очень изящно и в тоже время отрезвляюще показывает разницу между тем, как автор воспринимает разные периоды своей жизни. Детство огранено белой, прозрачной «обводкой», в то время, как настоящее время обведено черной толстой линией, тесной и безупречно ровной.

В данной работе имеет смысл сменить спектр рассуждений, касаемо Рефлексии, ведь непосредственно художник у работы не сам автор автобиографии. Однако в этом есть свой интерес, ведь иллюстратор отражал историю другого человека, опираясь на то, как человек передал ему уже устаканившиеся в его голове мысли и события.

Original size 1884x2909

«Это птица…» Стивен Т. Сигл и Тедди Кристиансен

Можно считать, что в данном случае рефлексия у самого автора истории реализовалась не совсем через иллюстрацию, тем не менее данный комикс является результатом совместного труда и справедливо полагать, что чтобы скорректировать работу художника, Стивену Т. Сиглу было нужно не раз передавать свои эмоции о событиях словесно, разными формами, подробнее и с нужным оттенком. Возможно именно благодаря такому подходу итоговый комикс вышел очень показательным и интересным с точки зрения композиции и цвета.

Помимо использования жестких черных разделителей панелей, авторы экспериментируют со статикой и динамикой. Обе эти формы композиции выходят достаточно тревожным. Из-за чего такой эффект? Динамичные композиции по сути своей симметричны, но где-то возникает перекрестная панель, где-то происходит смещение, из-за чего симметрия совсем немного теряется. Эти отхождения «на один шаг», воспринимаются как постепенная потеря равновесия. Она чувствуется и в абсолютно статичных иллюстрациях, за счет сбитости кадров, тесноты, обрезанности самих изображений.

Original size 1884x1430

«Это птица…» Стивен Т. Сигл и Тедди Кристиансен

По сюжету, герой сопоставляет идеализированную фигуру супермена с реальной жизнью, с самим собой, с тем, что может нести в себе наследственную болезнь, от которой страдает отец и от которой не стало бабушки. Стивен пишет заметки, анализирует их через ключевые слова, и когда дело доходит до термина «скрытый», в разуме всплывают все потаенные страхи. Вместе с тем работа с черными границами, которые так бросались в глаза ранее своей прямотой, меняется. То, что бы было прямым и четким потеряло всякую точку опоры и исказилось во все стороны. Через метафору болезни, сопровождающейся деменцией, художник выбирает новых характер композиции, который далее, через попытку героя принять в себе свой страх и своего «супермена», стабилизируется. Эта искаженная композиция границ постепенно сходит на нет.

Original size 885x1393

«Это птица…» Стивен Т. Сигл и Тедди Кристиансен

Деликатно и почти незаметно рамки вновь встают на свои места, пока не донца, но на будущий успех и на принятие главного конфликта далее намекает уже работа с Цветом.

Цвет

Original size 1884x2975

«Это птица…» Стивен Т. Сигл и Тедди Кристиансен

Цветовая палитра комикса дарит визуальное наслаждение. Она вымеренная, нежная, хорошо склоняется в теплую или холодную сторону, в зависимости от ситуации. Более того, она нейтральна в своем бежевом диапазоне, потому яркое, красное пятно в виде супермена доминирует ироничной пестростью на фоне серого мира, созданного художником.

Однако красная нить, казавшаяся иронией, проходящая через весь комикс, постепенно приводит нас к заключающим страницам, на которых уже сам герой фигурирует в красном халате. Стив нашел смирение, признал в себе силы, нашел ответы на волнующие его вопросы. Он «супермен». И не только он. На заключительной страницы и его девушка, остававшаяся в минуты тревоги с ним рядом, тоже в том же красном образе. Кроме этого, основные оттенки самой последней страницы отсылают к теплым и более ярким оттенкам, похожим на те, что были на страницах из воспоминаний о детстве.

Original size 1884x1430

«Это птица…» Стивен Т. Сигл и Тедди Кристиансен

Нельзя не упомянуть цветовые акценты, усиливающие композиционные решения. Иллюстрации без черных рамок о детстве выглядят воздушно и полупрозрачно.

Встречаются и развороты, где цвет работает по принципу «пятна», и как правило такие страницы всегда связаны с упоминанием супермена напрямую.

Original size 1476x177

«Это птица…» нельзя назвать полноценным автобиографическим комиксом, а значит и тема рефлексии поднимается в ней не так типично. Даже веселый дом, в своем единообразии типовых страниц, больше напоминает живую рефлексию за счет большого количества закадрового текста. И тем не менее приемы, с которыми работают авторы, очень художественно богатые и проработанные в плане метафор. Да, это прямая рефлексия, в которой имеет место автор наедине с листом бумаги, но это можно назвать совместным преобразованием мыслей, которым придали живой характер, единый вид из осмысленных воспоминаний.

Original size 1476x285

В итоге своего исследования, после анализа всех 4 работ, мне удалось гораздо глубже погрузится в миры, о которых рассказывает каждый из автором.

Автобиография, как жанр, безусловно подталкивает человека к тому, чтобы проанализировать свою жизнь со стороны, обдумать ее, почувствовать и прожить заново. Совокупность этих факторов мы называем Рефлексией, и, если прослеживать ее элементы в авторском тексте возможно при прочтении, то автобиография в формате комикса дарит нам другие приемы, которые воспринимаются порой лучше, чем рассуждения, воплощенные в тексте.

Иллюстрации и их стиль, который подразумевает под самой множество нюансов — это один из прямых способов коммуникации автора со своим внутренним прошлым Я. Остальное, то есть композиция и цвет, — является результатом более глубокой и ассоциативной рефлексии. По этой причине, более глубокий анализ данных двух приемов, раскрывает каждую автобиографическую работу с новой стороны, как для читателя, так и непосредственно для автора.

Список используемых источников

Bibliography
Show
1.

TRADE REVIEW: Pirouette from Black Mask. — URL: https://www.comicsbookcase.com/reviews-archive/pirouette-trade-review (дата обращения: 23.05.2024).

2.

Tillie Walden. — URL: https://imagecomics.com/creators/tillie-walden (дата обращения: 23.05.2024).

3.

Tillie Walden//Wikipedia/Page Version ID: 1223953273. — 2024.

4.

Review — Pirouette #1 (Black Mask Studios). — 2014.

5.

Pirouette #1 Reviews. — URL: https://comicbookroundup.com:443/comic-books/reviews/black-mask-studios/pirouette/1 (дата обращения: 23.05.2024).

6.

Humanities V. Meg Tamulonis. — URL: https://www.vermonthumanities.org/tillie-walden/ (дата обращения: 23.05.2024).

7.

It’s a Bird.

8.

Kirby | R. Growing Up Through Comics: PW Talks with Tillie Walden. — URL: https://www.publishersweekly.com/pw/by-topic/authors/profiles/article/86647-growing-up-through-comics-pw-talks-with-tillie-walden.html (дата обращения: 23.05.2024).

9.

Fun Home : Review — GOOD ok bad. — URL: https://goodokbad.com/index.php/reviews/fun_home_review (дата обращения: 23.05.2024).

10.

Craig Thompson — Comic Artist — The Most Popular Comic Art by Craig Thompson. — URL: https://www.comicartfans.com/comic-artists/Craig_Thompson.asp (дата обращения: 23.05.2024).

11.

Craig Thompson — Drawn & Quarterly. — URL: https://drawnandquarterly.com/author/craig-thompson/ (дата обращения: 23.05.2024).

12.

Craig Thompson — Illustration History. — URL: https://www.illustrationhistory.org/artists/craig-thompson (дата обращения: 23.05.2024).

13.

Flemisch L. Comic Review — «Blankets» by Craig Thompson — Comics after Midnight. — 2020.

14.

Blankets: the warmest graphic novel you’ll ever read. Blankets. — 2015.

15.

AM_Ziebruh Blankets Graphic Novel Review. — 2016.

16.

Blankets (comics)//Wikipedia/Page Version ID: 1210301146. — 2024.

17.

All Book Marks reviews for Fun Home by Alison Bechdel.

18.

Alison Bechdel | Biography, Comics, Books, & Facts | Britannica. — URL: https://www.britannica.com/biography/Alison-Bechdel (дата обращения: 23.05.2024).

19.

Alison Bechdel//Wikipedia/Page Version ID: 1224016015. — 2024.

20.

Pipe M. A Short History of Alison Bechdel’s Iconic Career (in Comics). — 2022.

Image sources
1.

«Одеяла» (Blankets) Крейга Томпсона/ Thompson, Craig. Blankets. Top Shelf Productions, 2003.

2.

«Веселый дом» (Fun Home) Элисон Бекдел./ Bechdel, Alison. Fun Home: A Family Tragicomic. Mariner Books, 2006.

3.

«Пируэт» (Pirouette) М. Л. Миллера и Карлоса Гранды/ Miller, M.L., and Granda, Carlos. Pirouette. Black Mask Studios, 2015.

4.

«Это птица…» (It’s a Bird…) Стивена Т. Сигала и Тедди Кристенсена/ Seagle, Steven T., and Kristiansen, Teddy. It’s a Bird…. Vertigo, 2004

Рефлексия через цвет и композицию в автобиографическом комиксе
60