
Крупный лайтбокс с цветным слайдом. Изображение напоминает до странности высококачественный снэпшот, сюжет его — совершенно банальный, из тех, что в жизни точно не привлекли бы внимания. Так часто выглядят работы канадца Джеффа Уолла — если ограничиваться их словесным описанием или просмотром картинок в интернете. На деле же все иначе, и Уолл — из числа художников, чье творчество в основном и определило облик новейшего искусства, а уолловские произведения — как раз те модельные «оригиналы», с которых в дальнейшем было, образно говоря, снято немало копий. Потому хотя бы, что мало кто из его коллег обладает столь обширной историко-художественной эрудицией, и мало чьи работы столь детально продуманы, формально выстроены и наделены таким объемом встроенных в них явных и скрытых референций.

Джефф Уолл. Разгромленная комната. 1978

Джефф Уолл. Картина для женщин. 1979
Джефф Уолл родился в 1946 году в Ванкувере, где живет и сегодня. Увлекшись искусством уже в 14 лет, в последующие десять он освоил главное из того, чем занимались тогдашние передовые художники. Параллельно этому изучал историю искусства в Университете Британской Колумбии, и в 1970-м получил там степень магистра. В том же году его работа «Учебник пейзажа» была включена в важную концептуальную выставку «Информация» нью-йоркского Музея современного искусства. Это совпадение точно обозначило будущее Джеффа Уолла: он не только на долгие годы соединил художественную деятельность с научной, но и заложил своему искусству серьезное концептуальное основание.
Джефф Уолл. Передразнивающий. 1982
Джефф Уолл. Молоко. 1984
Впрочем, тогда же, в 1970-м, Уолл еще и порвал с радикальным искусством («Как только стало ясно, что кусок бумаги, о котором было сказано, что это произведение искусства, стал искусством, все, что угодно, могло быть искусством»). И отправился в Лондон, чтобы продолжать там искусствоведческое образование в Институте Курто. Однако, вернувшись на родину четыре года спустя, свои художественные занятия возобновил (в частности, был вовлечен в альтернативное кинопроизводство), и первые же его «взрослые» произведения в конце 70-х стали знаковыми для новых движений в искусстве. В ситуации возвращения фигуративной живописи он оказывается одним из тех фотохудожников, кто в качестве альтернативы ей изобретает новую «картинную форму» (термин Жана-Франсуа Шевриера, называющего в качестве ее создателей, помимо Уолла, также Жана-Марка Бустаманта и Томаса Руффа), что должна синтезировать опыт концептуального иконоборчества с великой традицией европейской изобразительности.
Джефф Уолл. Чревовещатель на дне рождения в октябре 1947-го года. 1990
Джефф Уолл. Мертвые солдаты разговаривают (Видение патруля Красной Армии, попавшего в засаду у Мокора в Афганистане зимой 1986 года). 1991-92
Его первые картины-лайтбоксы («особая противоположность живописи») программно отсылают к шедеврам Эжена Делакруа и Эдуарда Мане, активируя при этом критическую, в частности, феминистскую проблематику («Рагромленная комната». 1978; «Картина для женщин». 1979). Эти произведения имели и весьма конкретную предпосылку: они возникли после поездки автора в Испанию, где впечатления от старой живописи Музея Прадо наложились на восторг от новой световой рекламы на автобусных остановках. В 1980-х, под воздействием бодлеровской идеи «живописи современной жизни», Уолл открывает для себя пространство повседневности. С этого момента его работы и выглядят цветными моментальными снимками, хотя на деле являются тщательно выстроенными реконструкциями мимолетных наблюдений, которые автор переводит в монументальный формат, адресуя не только глазу, но главное — телесному чувству зрителя («Передразнивающий», 1982 — 198×228,5 см; «Молоко», 1984 — 189,2×229.2 см). Сам Уолл именует такие работы «кинематографическими» (ассоциируя с кино, смонтированным в плоскости одного кадра), в то время как свои непостановочные (главным образом, пейзажные и натюрмортные) фотокартины называет «документальными».
Джефф Уолл. Нора. 2004
Джефф Уолл. Игра в войну. 2007
К середине того же десятилетия Уолл обнаруживает, что ему интересно работать сразу и в двух других перспективах. Одна вела к «экстремальной искусственности», другая же оставалась в контакте с репортажной манерой. И вот на рубеже 1980-90-х, когда появляется возможность компьютерного монтажа изображений и работы в собственной студии, Уолл увлекается подчеркнуто фантастическими сюжетами («Пикник вампиров». 1991; «Мертвые солдаты разговаривают». 1992). Его картины, создаваемые теперь из множества подготовительных кадров, превращаются в долговременные проекты. Подобно кинофильмам, они включают съемочный период, изготовление макетов, участие разнообразных специалистов, трудоемкий монтаж конечного изображения. Однако вскоре уолловский fiction теряет бравурную «барочность», сохраняясь скорее в форме визуализации избранных сцен из литературных произведений.
Джефф Уолл. По роману Ральфа Эллисона «Человек-невидимка». Пролог. 1999–2000
Джефф Уолл. Вид из квартиры. 2004-05
Другая перспектива, а именно уолловская «постановочная документалистика» также приобретает дополнительное измерение. Если раньше, в полемике с фотографией «решительного момента», он воспроизводит мгновенную, пропускаемую голым глазом микрожестикуляцию, то теперь повседневность раскрывается у него во внимании к неприметному, постоянно присутствующему в жизни, к скрытому и невидимому. Неслучайно с 1996-го он работает и в черно-белой фотографии, параллельно с лайтбоксами также прибегая к печати на фотобумаге. («Прохожий». 1996; «Лес». 2001).
Джефф Уолл. Разделка домашней птицы. 2007
Джефф Уолл. Актер в двух ролях. 2020
К 2000-м творческая манера мастера стабилизируется. Теперь он акцентирует не столько собственные отличия от предшественников, сколько сходство с ними. Ему нравится подчеркнуто медленный (подобный традиционному, живописному) процесс производства композитных образов, приводящий к незапланированным результатам. И становится все менее очевидной разница между сегодняшней (цифровой, постановочной) и вчерашней (документальной, аналоговой) фотографией. Он, наконец, понимает, что ему достаточно просто любить изображение само по себе. «Я более привязчив, чем себе представлял. Я люблю деревья и люблю человеческие лица. Это одна из возможных причин, по которой мое искусство изменилось. Я понял, что мне не интересно фильтровать собственную привязанность к вещам через какие-то опосредующие слои».
Текст статьи был опубликован в журнале «Искусство» (№ 1/584. 2013), с. 114-116.
Обложка: https://curate. la/events/22869 (обращение: 06.02.2024)
https://iskusstvo-info. ru/vybor-kritikov-vladimir-levashov-dzheff-uoll/ (обращение: 06.02.2024)
https://www. npr. org/02.12.2021/1060773402/since-the-70s-artist-jeff-wall-has-been-influencing-generations-of-photographers (обращение: 06.02.2024)
https://www. npr. org/02.12.2021/1060773402/since-the-70s-artist-jeff-wall-has-been-influencing-generations-of-photographers (обращение: 06.02.2024)
https://www. moma. org/collection/works/93456? artist_id=7826& page=1& sov_referrer=artist (обращение: 06.02.2024)
https://gagosian. com/quarterly/09.11.2020/essay-death-valley-89-jeff-wall-vs-photography/ (обращение: 06.02.2024)
https://lesphotographes. org/fr/magazine/jeff-wall-dead-troops-talk-la-construction-une-image-de-guerre (обращение: 06.02.2024)
https://i-d. vice. com/en/article/wxdvnw/the-photographer-recreating-everyday-moments-in-his-work (обращение: 06.02.2024)
https://whitehotmagazine. com/articles/2008-jeff-wall-white-cube/1101 (обращение: 06.02.2024)
https://os. colta. ru/photogallery/22498/253218/ (обращение: 06.02.2024)
https://chrischismanip. wordpress. com/436-2/a-view-from-an-apartment-2004-5-by-jeff-wall-born-1946/ (обращение: 06.02.2024)
https://artblart. com/tag/jeff-wall-dressing-poultry/ (обращение: 06.02.2024)
https://curate. la/events/22869 (обращение: 06.02.2024)