Original size 543x720

Классика Финского Дизайна

В 2012 году Хельсинки стал столицей мирового дизайна. Я тогда курировал галерею Modernariat, где представлял актуальное искусство Петербурга и коллекционный европейский дизайн и такое событие пропустить не мог. Совместно с Институтом Финляндии в Санкт-Петербурге и галереей дизайна bulthaup мы начали подготовку выставки «Классика финского дизайна». Институт Финляндии отвечал за лекционную программу и приглашение гостей (и у меня появилась возможность высказать пожелание пригласить одного из величайших дизайнеров Финляндии — Юрьё Куккапуро). Галерея bulthaup отвечала за современный дизайн Финляндии и современные репродукции, а в галерее Modernariat я взялся за экспозицию винтажного дизайна под названием «Прошлое будущего».

big
Original size 1690x1125

Экспозиция выставки «Классика Финского Дизайна» в галерее Modernariat, 2012 год. Фото Александр Ляшко

Согласие Юрьё Куккапуро и его жены Ирмели (кстати, тоже дизайнера, графика) принять участие в нашем проекте определило экспозицию, которая в основном состояла из стульев и кресел: именно они принесли Юрьё мировую славу. Стены экспозиции оформляли графические работы Ирмели, выполненные в духе геометрических абстракции Йозефа Альберса.

big
Original size 1910x1125

Юрьё Куккапуро в кресле собственного дизайна «Karuselli» 1964 года. Куратор выставки Павел Ульянов и художник Ирмели Куккапуро

Юрьё был очень благосклонен к нам и при подготовке экспозиции даже позволил отвинтить от стены в его доме лист пластика, представляющий промежуточный цикл производства, с выдавленной в нем формой кресла. Предварительно Юрьё уведомил меня, что лист провисел здесь больше сорока лет, но, увидев мою решимость, выдал необходимые инструменты.

Один из залов экспозиции «Прошлое будущего» был полностью посвящен креслам 1960-х годов, выполненным Юрьё преимущественно из пластика. В шестидесятые пластик был чудо-материалом, и все надежды молодые дизайнеры связывали с ним. Не исключением был и Юрьё: одним из первых в Финляндии он освоил технологию применения стеклопластика и создал разнообразный ряд кресел-оболочек. Самое известное его кресло Karusselli 1964 года украсило обложку журнала Domus 1966 года, а в 1974 году газета The New York Times по итогу конкурса назвала его самым удобным креслом в мире.

Original size 1690x1125

Экспозиция объектов созданных Юрьё Куккапуро. Фото Александр Ляшко

Во втором зале были стулья послевоенного периода, которые создали малоизвестные в России дизайнеры: Вернер Вест, Олоф Оттелин, Тапио Вирккала, Ристо Халме, Войто Хаапалайнен, Карл-Йохан Боман, Илмари Тапиоваара, Олави Ханнинен, Кари Асикайнен, Ахти Котикоски, Пенти Хаккала. Выполнены они были в основном из фанеры — традиционного для финской мебельной промышленности материала.

Original size 1082x720

Экспозиция второго зала. Фото Александр Ляшко

Третий зал представлял собой реконструкцию интерьера 1960-х годов — самого яркого периода в истории финского дизайна, когда художественные свойства объектов становились не менее важными, чем их функциональность. В этом зале мы выставили корпусную мебель, уникальный стол, созданный в 1969 году для офиса Finnair в Нью-Йорке, светильники, декоративные панели дизайна Тапио Вирккала и, конечно, знаменитые финские длинноворсные ковры рюйю.

На выставке «Прошлое будущего» мы стремились преодолеть существующее убеждение, что финский дизайн — это лишь практичный и скучный стиль, представленный исключительно творчеством Алвара Аалто, хотя его эстетика безусловно наложила значительный отпечаток на весь финский дизайн, и следовать в его фарватере рациональности — нормальная практика для большинства молодых дизайнеров. Мы хотели показать, что финский дизайн — это также большое число талантливых дизайнеров, создающих более эмоциональные объекты, где цвет и форма имеют не меньшее значение, чем технология и эргономика.

Original size 1690x1125

Экспозиция третьего зала. Фото Александр Ляшко

Помимо официальных гостей выставки, с частным визитом приехали ведущие финские коллекционеры винтажного дизайна, и некоторые экспонаты выставки они любезно предоставили взаймы. Этот опыт, кстати сказать, окажется весьма полезным при подготовке выставки в ГМИИ им. А. С. Пушкина «Легенды датского дизайна» в 2017 году.

Выставка удалась на славу. На выступление Юрьё Куккапуро пришло столько посетителей, что я всерьез начал волноваться, выдержат ли их вес вековые перекрытия нашей галереи. Было ясно, что внимание к теме дизайна модернизма огромно и существует общественный запрос на проекты подобного рода. Тем временем кураторская деятельность галереи Modernariat в области актуального искусства подходила к своему завершению: мы сделали все, что смогли. В этот момент открывалась новая область, где мой опыт мог быть очень полезен и востребован — это популяризация истории дизайна мебели. Потребовалось время, чтобы принять тот факт, что коллекционный дизайн в России не станет коммерческой сферой, но может оказать огромное образовательное воздействие.

Original size 520x375
Original size 0x0
Классика Финского Дизайна