

Каждый год в галерее Школы дизайна проходит выставка, посвященная экранным искусствам. В этом году авторское кино, видеоарт, игровая графика, анимация и гейм дизайн соединились в одном пространстве. Выставка — «Глядя на Луну» — фокусирует внимание на эфемерной природе движущегося изображения, на его мерцающей неясности и поэтической глубине.

Глядя на Луну, Я становлюсь Луной, А Луна — становится мной…
Что есть реальность? И как определить ее? Где пролегает граница между явью и сном, воспоминанием и мечтой? Видеохудожники часто задаются подобными вопросами, ведь эфемерная природа движущегося изображения к этому располагает.
Раздел 1: Глядя на мир вокруг
Выставочное пространство делится на четыре зоны, по которым путешествует наш взгляд. В первом зале мы видим несколько пейзажей, и камера открывает возможность слияния с молчаливой природой.


«Видео создано во время арт-экспедиции на озеро Эльтон. Там была редкая возможность вглядываться в горизонт (событий). Он был настолько далеко, что глаз не хватало. Я первый раз в жизни увидела миражи» — Суржана Ширабдоржиева
Раздел 2: Обращая взгляд к другому
Случается, что мы зовем и не слышим ответа, как пожилой человек, снова и снова поднимающий трубку, чтобы поговорить с кем-то на той стороне. Или как девушка, которая обращается к памяти своей бабушки не словами, а действиями, простыми повседневными делами, с помощью которых она стремится сохранить память об их жизни вместе. Любовь может говорить, не рассчитывая быть услышанной.


Раздел 3: Взгляд на себя
Увидеть себя можно не только в зеркале, но и во множестве медиа-отражений. Камера вписывает тело в пространство, не замечая различий между ними, движущееся изображение фиксирует реальное и фантомное с одинаковой беспристрастностью.
В мире образов возможно всё.
Раздел 4: Зона фотокниг


Предметы городской среды создаются человеком, но через некоторое время их материальность меняется, а воздействие на них может вовсе прекратиться. Фотография делает этот момент значимым и особенным, дает право объектам говорить самостоятельно, а зрителю — обратить внимание на них и придать этому смысл.
«Проблеск — это история воспоминаний о месте и времени. Они имеют свойство забываться и оставлять еле заметный образ в памяти, который может быть искажен. Книга разделена на 3 главы, отражающие периоды жизни. Я находила образы и сюжеты, олицетворяющие те мои ощущения, что будто смыло волной» — Виктория Александрова


Поэт глядит на Луну, а ведь Луной может быть что угодно. Реальность мерцает, она непостоянна, загадочна, прекрасна. Всматриваясь в мир вокруг, мы открываем новые пространства внутри самих себя.


С куратором выставки Александрой Першеевой поговорили о фильмах и видео, в которых созерцание становится важнее повествования. От поэтического кинематографа 1970-х до произведений современного видеоарта. Проанализировали практики взгляда, обращенного внутрь и вовне.
Фотографии: Лена Лапина, Евгения Алейникова